В этом параграфе мы не раз будем обращаться к роману "Учение с увлечением" Симона Львовича Соловейчика. Прочитайте отрывок из этого романа. Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и вся- кая любовь: здесь страдания, страсти, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек. В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика. О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя миллионы. А для ученика? Есть руководства для юных конструкторов, инструкции по разведению рыбок в аквариуме, самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет! Ужасная несправедливость! Этот роман попытка исправить положение. Но не думайте, будто всякий, кто прочтет эту книгу, наутро проснется отличником. Конечно, нет! Все советы в ней нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель не советы, а исследова- ние, опыты на себе. Кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни в науке хорошо учиться? Может быть, вы, читатель? (По С. Л. Соловейчику) 213Б. Почему наука хорошо учиться названа "одной из самых таинственных областей человеческой жизни"? Как вы думаете, почему советы в этой книге "нуждаются в дополнительной проверке"? 213B. Поработайте с Ромашкой Блума. Задайте одноклассникам вопросы по содержанию текста. (Вопросы см. С. 303)
1-тапсырма. Мәтінді мұқият оқы. Мәтін бойынша диалог құрастыр.
(4 сұрақ)
Адамның атының сүйкімді болуы – зор бақыт. Мысалы: Мұрат, Болат, Ербол, Бақыт деген аттарды алып қарандаршы. Айтуға ыңғайлы, әрі жағымды. Майқанова тәтейше айтқанда – жоғары идеялы есімдер. Мұндайлар атын мақтаныш етіп, көтеріңкі дауыспен айтады. Ал естуге қолайсыз есімдер де бар. Өзге түгел, өзіңе де ұнамайды. Қолдан келсе, өзгертіп алар едің - ау! Жарайды, өкініш жоқ, турасын айталық. Менің атым-Қожа. Көріп отырсыздар, керемет ат емес. Шынымды айтсам, о баста Қожаберген еді. Туу куәлігінде солай жазылған. Сонымен ес білгелі Қожамын. Ауылдың бәрі солай атайды. Біз бір класта екі Қожамыз.
Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пристли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча - гасла.
Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый с неделю не подходил к колпаку. Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания. Пристли ввел под него свечу. Она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.
– Мне посчастливилось, – сказал он, – открыть один из очистителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.
1-тапсырма. Мәтінді мұқият оқы. Мәтін бойынша диалог құрастыр.
(4 сұрақ)
Адамның атының сүйкімді болуы – зор бақыт. Мысалы: Мұрат, Болат, Ербол, Бақыт деген аттарды алып қарандаршы. Айтуға ыңғайлы, әрі жағымды. Майқанова тәтейше айтқанда – жоғары идеялы есімдер. Мұндайлар атын мақтаныш етіп, көтеріңкі дауыспен айтады. Ал естуге қолайсыз есімдер де бар. Өзге түгел, өзіңе де ұнамайды. Қолдан келсе, өзгертіп алар едің - ау! Жарайды, өкініш жоқ, турасын айталық. Менің атым-Қожа. Көріп отырсыздар, керемет ат емес. Шынымды айтсам, о баста Қожаберген еді. Туу куәлігінде солай жазылған. Сонымен ес білгелі Қожамын. Ауылдың бәрі солай атайды. Біз бір класта екі Қожамыз.
Объяснение:
Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый с неделю не подходил к колпаку. Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания. Пристли ввел под него свечу. Она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.
– Мне посчастливилось, – сказал он, – открыть один из очистителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.