. В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?
а) Покос самая трудная и весёлая пора летом. .
б) Сердце не камень.
в) Жизнь как легенда
г) Чижа захлопнула злодейка-западня.
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является косвенным дополнением.
а) Встретить ночь готовится природа.
б) Осень сменяет лето.
в) На берёзку она походила
г) Отъезжающие вошли в вагон.
7. В каком предложении употреблено несогласованное определение?
а) Она была весьма хороша в платье с бантом.
б) На меня она похожа.
в) На первое подали гороховый суп.
г) Всех взволновала эта странная мысль.
8. Найдите односоставное назывное предложение.
а) Потемнело очень быстро.
б) Цыплят по осени считают.
в) И опять холодная зима.
г) Буду смеяться всем назло.
9. Укажите предложение, в котором выделенное слово – приложение.
а) Тамбов – город, основанный в 1636 году.
б) А нас, ребятишек, спрятали в лесу.
в) В поэме звучит тема одиночества
г) На картине «Осень» он изобразил именно её.
10. В каком примере нужно поставить запятую перед союзом как?
а) Всё в доме было таким как при Афанасии.
б) Да с него всё как с гуся вода.
в) Воспоминания как сон.
г) Именно как секретарь она была нужна.
11. Какое предложение осложнено однородными обстоятельствами?
а) На душе и тревожно, и весело.
Как живёт белка зимой?
К зиме белка делает себе запасы из орехов, желудей и разных других лакомств. Она складывает их в дупло, под корни деревьев, под камни и другие укромные уголки. Она умеет даже сушить себе про запас грибы. Белка ловко накалывает их на острые концы веток. Питается она древесными почками, обгрызает кору у молоденьких деревьев. Во время сильных морозов или вьюг белка укрывается в дупле и спит там целыми днями. Пушистый хвост служит ей тёплым одеялом. Умеет белка разорять чужие гнезда. Особенно страдают от неё полезные лесные птички. Но и сама прыгунья часто попадает на зубок и в когти хищников.
чение буквенных переменных может оказаться недопустимым, если знаменатель дроби при этих значениях равен нулю. во всех остальных случаях значение переменных являются допустимыми, т. к. дробь можно вычислить.
пример 2. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение. чтобы данное выражение имело смысл, необходимо и достаточно, чтобы знаменатель дроби не равнялся нулю. таким образом, недопустимыми будут только те значения переменной, при которых знаменатель будет равняться нулю. знаменатель дроби , поэтому решим линейное уравнение:
.
следовательно, при значении переменной дробь не имеет смысла.
ответ: -5.
из решения примера вытекает правило нахождения недопустимых значений переменных – знаменатель дроби приравнивается к нулю и находятся корни соответствующего уравнения.
рассмотрим несколько аналогичных примеров.
пример 3. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь.
решение. .
ответ. .
пример 4. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
встречаются и другие формулировки данной задачи – найти область определения или область допустимых значений выражения (одз). это означает – найти все допустимые значения переменных. в нашем примере – это все значения, кроме . область определения удобно изображать на числовой оси.
для этого на ней выколем точку , как это указано на рисунке:
рис. 1
таким образом, областью определения дроби будут все числа, кроме 3.
ответ..
пример 5. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
изобразим полученное решение на числовой оси:
рис. 2
ответ..
графическое представление области допустимых (одз) и недопустимых значений переменных в дробяхпример 6. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение.. мы получили равенство двух переменных, приведем числовые примеры: или и т. д.
изобразим это решение на графике в декартовой системе координат:
рис. 3. график функции
координаты любой точки, лежащей на данном графике, не входят в область допустимых значений дроби.
ответ. .
случай типа "деление на ноль"в рассмотренных примерах мы сталкивались с ситуацией, когда возникало деление на ноль. теперь рассмотрим случай, когда возникает более интересная ситуация с делением типа .
пример 7. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение..
получается, что дробь не имеет смысла при . но можно возразить, что это не так, потому что: .
может показаться, что если конечное выражение равно 8 при , то и исходное тоже возможно вычислить, а, следовательно, имеет смысл при . однако, если подставить в исходное выражение, то получим – не имеет смысла.
ответ..
чтобы подробнее разобраться с этим примером, решим следующую задачу: при каких значениях указанная дробь равна нулю?
(дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю) . но необходимо решить исходное уравнение с дробью, а она не имеет смысла при , т. к. при этом значении переменной знаменатель равен нулю. значит, данное уравнение имеет только один корень .
правило нахождения одзтаким образом, можем сформулировать точное правило нахождения области допустимых значений дроби: для нахожденияодз дроби необходимо и достаточно приравнять ее знаменатель к нулю и найти корни полученного уравнения.
мы рассмотрели две основные задачи: вычисление значения дроби при указанных значениях переменных и нахождение области допустимых значений дроби.
рассмотрим теперь еще несколько , которые могут возникнуть при работе с дробями.
разные и выводыпример 8. докажите, что при любых значениях переменной дробь .
доказательство. числитель – число положительное. . в итоге, и числитель, и знаменатель – положительные числа, следовательно, и дробь является положительным числом.
доказано.
пример 9. известно, что , найти .
решение. поделим дробь почленно . сокращать на мы имеем право, с учетом того, что является недопустимым значением переменной для данной дроби.
ответ..
на данном уроке мы рассмотрели основные понятия, связанные с дробями. на следующем уроке мы рассмотрим основное свойство дроби.