В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции. 1) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (А. А. Фет)
2) Россия не только государство... Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. К. Рерих)
Упражнение 2.
Определите особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.
Тысячи моих братий, собратий гибнут там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверзстую пасть смерти неумелыми вождями.
Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди...
Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь?
Объяснение:
Справка:
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля — дислокация).
Пример:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец).
В данном предложении использована парцелляция (см. определение выше). Её я подчеркнул.
Утром, ярким, как лубок.
Страшным. Долгим. Ратным.
Был разбит стрелковый полк.
Наш. В бою неравном.
УДАЧИ! ОБРАЩАЙТЕСЬ!1) Бабушка всегда говорит, что полАгаться можно только на самого себя.
2) Учитель попросил нас излОжить свои мысли по этой теме в форме небольшого сочинения.
3) Мне не удается слАгать стихотворные рифмы.
4) Нам сказали влОжить листочки с ответами в файлы и сдать на проверку.
5) Он научился располАгать к себе любого собеседника.
6) Новый магазин будет располАгаться прямо напротив нашего дома.
7) Мне придется прилАгать много усилий, чтобы догнать одноклассников по всем предметам.
8) Мама сказала налОжить на ногу тугую повязку и ехать в больницу.