Вариант № 1
БЛОК А
1. (Не)большое сельцо Колотовка лежит на скат… голого холма сверху донизу рассече(н/нн)ого страшным оврагом который зияя как бездна в.ется по самой с…редине улицы и пуще реки разд.ляет обе стороны бедной дер.вушки. 2. (Не)сколько тощих ракит боязливо спускают…ся по песча(н/нн)ым его бокам.3. На самом дне оврага лежат огромные плиты глинистого камня. 4. У самой головы оврага, в нескольких шагах от той точки, где он нач…нается у.кой трещиной стоит (не)большая четвероугольная избушка. 5. Она крыта соломой; одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освеще(н/нн)ое изнутри, далеко виднеет.ся в тусклом тумане м.роза и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной зв.здою.
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки в словах из текста, расставьте знаки препинания.
2. Укажите стиль и тип речи данного текста.
3. В предложении № 1 найдите слово (а), в котором (ых) звуков больше, чем букв.
4. Как произносится сочетание «ого» в слове «рассеченного» из предложения № 1.
5. Найдите в 5 предложении слово, имеющее признаки старославянизмов.
6. Подберите антоним к слову «бедной» (предложение № 1).
7. Определите лексическое значение словосочетания «на скат… холма» из предложения № 1. В случае затруднения, к какому словарю следует обратиться?
8. Из предложения № 2 выпишите слово, которым соответствует схема
¬ ∩ ^ ^
9. Подберите однокоренные слова разных частей речи к слову «разделяет» из предложения № 1.
10. Укажите словообразования слова «боязливо» из предложения № 2.
11. Из предложения № 2 выпишите все служебные части речи, укажите их вид.
12. В предложении № 3 у глагола «лежат» укажите спряжение и время; найдите одно прилагательное, укажите его разряд, род и падеж .
13. В предложении № 2 найдите словосочетание (я) с типом связи «согласование».
14. Подчеркните грамматическую основу в предложении № 3.
15. В предложении № 5 подчеркните однородные члены.
16. Укажите номера предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
17. Прочитайте. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
А) У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта.
Б) Все отговаривали меня идти, — и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника.
В) От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров.
Г) Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро.
1) А,Г,В, Б 2) Б, Г, В, А 3) В, Б, Г,А 4) Г,Б,В,А
18. Найдите в предложениях №1 и №5 устойчивые выражения, фразеологические обороты, укажите их значение. В случае затруднения, к какому словарю следует обратиться?
19. Допишите 2-3 предложения к данным, сохраняя стиль и тип текста.
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света.
20. Выпишите попарно заимствованные слова с близкими по значению исконно-русскими: герметичный , деструктивный, идентичный , непроницаемый, разрушительный, тождественный.