ВАРИАНТ 1 Вопрос 1. Эпифраз – это…
1) повторение фразы в пределах одного контекста;
2) эпический пересказ свершившихся событий;
3) добавочное предложение, присоединяемое к уже законченному предложению;
4) начальное высказывание, определяющее дальнейшее повествование.
Вопрос 2. Обязательным композиционным элементом любого выступления является
1) вступление;
2) вступление и заключение;
3) заключение;
4) основная часть.
Вопрос 3. Автором классического диалога принято считать
1) Аристотеля;
2) Цицерона;
3) Протогора
4) Сократа.
Вопрос 4. Тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определённые положения – это…
1) общие места;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) описание.
Вопрос 5. Речевыми средствами поддержания контакта с читателями служат…
1) парантеза, риторическое восклицание, умолчание, упреждение;
2) коммуникация, парантеза, риторическое восклицание, упреждение;
3) коммуникация, парантеза, риторическое восклицание, умолчание;
4) парантеза, риторическое восклицание, умолчание, оттягивание возражения.
Вопрос 6. Недопустимой уловкой в споре можно считать (по С.И. Поварнину)
1) «чтение в сердцах»;
2) «успокоенность»;
3) «пафосность»;
4) «отражение действительности».
Вопрос 7. Какова функция тропов в риторических текстах?
Вопрос 8. Перечислите основные функционально-смысловые типы речи.
ВАРИАНТ 2
Вопрос 1. Дубитация – это…
1) дублирование вопроса в процессе публичного выступления;
2) ряд вопросов к воображаемому собеседнику для постановки проблемы;
3) повторения риторического вопроса в конце выступления;
4) акцентирование важных моментов в пределах контекста.
Вопрос 2. Классическое построение речи включает
1) введение, основную часть, заключение;
2) зачин, введение, основную часть, заключение, концовку;
3) введение, основную часть, выводы, концовку;
4) зачин, основную часть, концовку.
Вопрос 3. Автором первого российского учебника по риторике был…
1) М.В. Ломоносов;
2) Ф. Прокопович;
3) М.М. Сперанский;
4) митрополит Макарий.
Вопрос 4. Констатирующая речь, дающая представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путём перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент – это...
1) общие места;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) описание.
Вопрос 5. Разновидности вопросов, встречаемых в письменном тексте, включают…
1) дубитацию, обсуждение, риторический вопрос, отсылку;
2) риторический вопрос, обсуждение, отсылку, объективизацию;
3) дубитацию, объективизацию, риторический вопрос, обсуждение;
4) риторический вопрос, обсуждение, дубитацию, отсылку, обсуждение.
Вопрос 6. Недопустимой уловкой в споре можно считать (по С.И. Поварнину)
1) отражение;
2) внушение;
3) позиционирование;
4) рассуждение.
Вопрос 7. Что такое риторика в современном понимании?
Вопрос 8. Перечислите основные критерии при определении типа аудитории.
Аббаси (abbāsi), абаз, — персидская серебряная монета, впервые выпущенная около 1620 года при Аббасе I Великом и весившая 7,7 грамма (известны также тяжёлые аббаси, чеканенные по стандарту 9,22 г). 1 аббаси = 200 динаров = 4 шахи = 1⁄50 тумана. Монета выпускалась различных типов и весовых стандартов, к середине XVIII века её вес понизился до 4,6 г. Чеканилась также на территориях, входивших в состав Персии — в Грузии, Азербайджане, Армении, а также в зависимых от Персии ханствах Кавказа — Гяндже...
1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вс части.
Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вс часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вс глагол + инфинитив
Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
Вс глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, петь будет – она).
Объяснение: