Вариант 2. 1. ответьте на вопросы:
1) Текст как основная единица коммуникации. Признаки текста.
2) Типы монологической речи(описание, повествование, рассуждение). Дайте краткую характеристику.
2. Прочитайте текст, определите его главную мысль. Отнесите предложенный текст к одному из функциональных стилей. Докажите.
НАУЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Давеча у нас в Гавани какая интересная история развернулась.
Иду по улице. Вижу – народ собирается около пустыря.
– Что такое? – спрашиваю.
– Так что, – говорят, – странное подземное явление, товарищ. Не землетрясение, нет, но какая-то подземная сила народ дергает. Нету никакой возможности гражданам вступать на этот боевой участок, около этой лужи.
Толчки происходят.
А тут ребята дурака валяют – пихают прохожих до этого опасного участка. Меня тоже, черти, пихнули.
И всех, которые вступают, отчаянно дергает. Ну, прямо устоять нет ни-
какой возможности, до того пронизывает.
Тут один какой-то говорит:
– Скорей всего это кабель где-нибудь лопнувши – ток сквозь сырую землю проходит. Ничего удивительного в этом факте нету.
Другой тоже говорит:
– Я сам бывший электротехник. Давеча я сырой рукой за выключатель схватился, так меня так дернуло – мое почтение. Это вполне научное явление, около лужи.
А народу собралось вокруг этого факта много.
Вдруг милиционер идет.
Публика говорит:
– Обожди, братцы. Сейчас мы его тоже втравим. Пущай его тоже
дернет.
Подходит милиционер до этого злополучного участка.
– Что, – говорит, – такое? Какое такое подземное явление? А ну расходись...
И сам прет по незнанию в самый опасный промежуток. Вступает он ногами на этот промежуток, и вдруг видим – ничего, не дергает милиционера. Тут, прямо, в первую минуту население обалдело. Потому всех дергает, а милицию не дергает. Что такое? Неужели наука дает такую курскую аномалию в своих законах?
Милиционер строгой походкой проходит сквозь весь участок и разгоняет публику.
Тут один какой-то кричит:
– Так он, братцы, в калошах! Резина же не имеет права пропущать энергию.
Ничего на это милиционер не сказал, только строго посмотрел на население, скинул свои калоши и подошел к луже. Тут у лужи его и дернуло!
После этого народ стал спокойно расходиться. А вскоре прибыл электротехник и начал ковырять землю.
3. Составьте диалог на тему: «Открытие, которое бы мне хотелось совершить…».
А милиционер еще раз, когда народ разошелся, подошел без калош до этого участка, но его снова дернуло.
Тогда он покачал головой – дескать, научное явление, и пошел стоять на свой перекресток.
(Зощенко)
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Варианты контрольной работы распределяются преподавателем. Задания должны быть выполнены в текстовом редакторе Microsoft Word.
Форма отчетности: письменный ответ
(М. Булгаков) .
В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал) , описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился пора бросить все к черту…).