Внимательно прочитайте текст TAKIM что Ha палках (1)Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотии и даже тысячи. (2)Никаких пальцев для счета хватить не могао! (3)А ведь в счёте времени ошибаться нельзя день исчезает, и его не вернешь, не присоединишь к другим. (5)Но древние люди додумались: можно каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. (6)Так началась первая на земле запись прожитых дней. (7)Только делали ее не пером, а топором. (8)Именно деревянным календарем пользовался необитаемом острое Робинзон Крузо. (9) Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. (10)Получалась отметка месяца, а из месяцев складывался год. (1) Интересно, Руси зарубками ороде робинзоновского календаря – пользовались для счёта каких-нибудь двести лет назад. (12)Только на них «записывали» не дни, а подати, налоги и долги. (13)Большинство крестьян в те времена было неграмотным. (14)Поэтому, когда приходилось платить подать или оброк, крестьянин, чтобы не забыть, делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. (15)Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки; одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов. (16)Так простая палочка с зарубками не только считать, но и служила документом квитанцией или распиской. (17) А некоторые народы, например, индейцы в Северной Америке, вместо зарубок на алке завязывали узлы на шнуре или верёвке. (18)Таким оригинальным ліоди постепенно научились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» большие числа. (19)И приноровились считать не только предметы, но и такие отвлечённые понятия, как дни или действия. Задания 1. Определите и запишите основную мысль текста. ответ: 2. Выпишите из текста ключевые слова. ответ:
[Никто не знал кругом] , (что жизни счёт начнётся с этой ночи) (И. Бродский)
2. Придаточное образа действия +следствия:
[Он привязал его таким образом] , (что крышка болталась и звенела) (В/Арсеньев)
3. Придаточное степени + следствия:
[Стало так тихо] , (что со своего балкона я слышал голоса там, внизу, в городе) (К. Паустовский)
4. Придаточное причины (с расчленённым составным союзом) :
[Деду не верили ещё и потому] , (что он был чудак и неудачник) (К. Паустовский)
Союз когда
1. Придаточное изъяснительное:
[Люблю, друзья] , (когда за речкой гаснет день) (М. Лермонтов)
2. Придаточное времени:
(КогдаПьер вернулся домой) , [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л. Толстой)
3. Придаточное условия:
[Я выбрал бы другую] , (когда б я был, как ты, поэт) (А. Пушкин)
Союз как
1. Придаточное изъяснительное:
[И я вижу во сне] , (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский)
2. Придаточное времени:
[А теперь, (как Павлик родился) , мама купила керосинку... ] (К. Федин)
3. Придаточное сравнительное:
[Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой] , (как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин)
Союз чем
1. Придаточное сравнительное:
[Волосы его были гораздо светлее] , (чем Даша их представ-ляла... ) (А. Толстой)