Внимательно прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете о его авторе и об особенностях манеры его письма, так как это может пригодиться при дальнейшем анализе текста. Выполните лингвистический анализ текста по плану.
1)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать еще, – и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское». 2)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!..3)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и так неизвестно сколько времени. 4)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь…5)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… 6)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.7)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. 8)Он думал о том, что когда он умрет, то здесь поселится его сын с семьей. 9)И видел воочию, как сын входит в дом. 10)И, конечно, невидимые частицы пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома. 11)Даже если уедет в одну из своих экспедиций, где будет искать редчайшие цветы, взбираясь высоко в горы и рискуя сорваться в пропасть, только затем, чтобы посмотреть на едва заметный бледно-голубой цветок на тонком стебельке, который растет на самом краю отвесной скалы. 12)Нет, Николай Николаевич как раз понимал: жизнью надо рисковать непременно, иначе что же это за жизнь, это какое-то бессмысленное спанье и обжирание. 13)Но все же он мечтал о том, чтобы сын его вернулся домой или возвращался, чтобы снова уезжать, как это делали прочие Бессольцевы в разные годы по разным поводам. 14)Когда он очнулся, лучи солнца радужным облачком клубились в доме и падали на портрет генерала Раевского. 15)И тогда Николай Николаевич вспомнил, как он в детстве ловил первые солнечные лучи на этой же картине, и грустно и весело рассмеялся, подумав, что жизнь безвозвратно План анализа текста
1. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Приведите примеры из текста в качестве доказательства.
3. Какого типа речи текст? Найдите в тексте черты, характерные для данного типа речи.
4. Определите тему текста. Озаглавьте текст.
5. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план (лучше развернутый). Выпишите из каждой части «главные» слова, которые будут заключать в себе смысл, то есть являться «смысловыми узлами». Они подробно разобрать текст и вникнуть в его суть.
6. Определите вид связи предложений в тексте. Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи).
7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста)
8. Понаблюдайте за лексикой текста, не забывая указывать примеры: незнакомых слов (установите их значение по толковому словарю); контекстуальных синонимов или антонимов; многозначных слов и слов, употребленных в переносном значении, (объясните их назначение в тексте); архаизмов, историзмов, неологизмов; эмоционально – оценочных слова или наоборот, слов возвышенного стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и атмосферу в тексте они создают?); фразеологизмов, определите их значение, цель их употребления в тексте; средств художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте).
10. Понаблюдайте за фонетическими средствами, использованные автором (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, или гласных - ассонанс)
11. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте: деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д. ).
12. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или или сложных, назывных, полных и неполных, рас и нерас сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, во предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)
13. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.
14. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?
одноклассники скинули. там есть разделение по цветам в файле. точки которы отмечены каким либо цветом совпадают с выделенными в предложениях. Удачи.
Объяснение: