Во для самоконтроля: (устно)
Что обозначает наречие?
Каковы лексико-грамматические разряды?
Какими грамматическими категориями обладает наречие?
Выполните задания письменно:
Составить таблицу по данной теме
Написать текст «Где живет Совесть?» и выполнить послетекстовые грамматические задания .
ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ?
Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому за выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е. Салтыкову-Щедрину.)
Задания
1. Определите разряды наречий в 1-м абзаце, во 2—3-м абзацах .
2. Объясните с графического анализа правописание наречий, указав их образования: по-свойски, кое-как, сначала , куда-нибудь, по-новому, начерно .
3. Произведите синтаксический разбор предложения: Настрадалась Совесть досыта.
4. Объясните значение выражений : недосуг призреть , попусту по-наушничать
1)Использование повтора: Еде – еду в чистом поле;
2) соединение спрягаемой формы частицы давай, давайте в сочетании с инфинитивом: Давай со мной бороться:
3) глаголы пойти, взять в форме любого числа и лица с союзом да, да и в роли частицы: Пойдём кинемся в ноги моим родителям;
4) глагол знать в пост- или препозиционным употреблении в значении частицы: А он знай лапти плетет;
5) возвратное местоимение себе в роли частицы в Д.п.: А он сидит себе читает;
6) конструкции типа: дочитать то я дочитал, вернуться то я вернулся (чувствую, где – то тут запятая д/б!
7) верь – не верь, а делать нечего;
8) лежмя лежит, бегмя бежит
9) вот так, куда, да как: Вот так приехал я;
10) обычным осложнением сказуемого использование фазового или модального глагола: Он снова захотел начать учиться.
Объяснение:
Извини, что не мои мысли, просто тут все написано гораздо доступнее.
И хоч[ет]cя в поле, широкое поле, где, шествуя, сыпл[ет] цветами весна. Грозно смотр[ят] из-под туч
сумрачные горы. На горе чуть-чуть держ[ит]cя скала. Ветки цветущих черешен смотр[ят] мне в окно,
и ветер иногда усыпа[ет] мой письменный стол белыми лепестками. На краю горизонта тян[ет]ся
серебряная цепь снеговых вершин. Заунывный ветер гон[ит] стаю туч на край небес, ель надломленная стон[ет], глухо шепч[ет] тёмный лес. Снова замерло всё до рассвета, дверь не
скрипн[ет] , не вспыхн[ет] огонь. Много чудес повидал я за свой долгий век , но что увид[ите] вы, буд[ет] ещё прекраснее. Глубже раскро[ют] свои недра горы, вы/раст/[ут] новые города-сады.
Объяснение:
[] - личные окончания глаголов
Окончания глаголов зависят от спряжения.