Во владивостоке в начале этого года разнесся слух, что в окрестностях залива джигит находятся богатейшие золотые россыпи и даже алмазы. (2) масса безработных в надежде на скорое и легкое обогащение бросилась на побережье моря. (3) они пробирались туда на лодках, шхунах и на пароходах, небольшими партиями. (4) высадившись где-нибудь на берег около джигита, они пешком, с котомками за плечами, тайком пробирались к воображаемому эльдорадо. (5) все: от мала до велика – были охвачены золотой лихорадкой. (6) и в одиночку, и по двое, и по трое, перенося всяческие лишения, усталые, обеспокоенные долгими и тщетными поисками, эти несчастные, по существу душевнобольные, люди бродили высоко в горах в надежде найти хоть крупинку золота.
(7) тщательно скрывающие цель своего приезда, они прятались в горах и нарочно распускали самые нелепые слухи, лишь бы сбить с толку своих конкурентов. (8) они все перессорились между собою и начали следить друг за другом. (9) когда без всяких данных одна партия шла искать золото в какой-нибудь распадок, другой казалось, что именно там-то и есть алмазы. (10) эта другая партия старалась опередить первую, и нередко дело доходило до кровопролития.
(11) видя, что золото не так-то легко найти и что для этого нужны опыт, время и деньги, они решили поселиться тут же, где-нибудь поблизости. (12) тогда они отправились во владивосток и, получив в переселенческом статус переселенцев, возвратились назад. (13) часть золотоискателей поселилась в бухте терней.
(по в. арсеньеву.)
1. составьте и запишите план текста из трех пунктов. в ответе можно использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
2. в каком фрагменте текста говорится об отношении автора к поведению людей в поисках золота?
а) масса безработных в надежде на скорое и легкое обогащение бросилась на побережье моря.
б) все: от мала до велика – были охвачены золотой лихорадкой.
в) и в одиночку, и по двое, и по трое, перенося всяческие лишения, усталые, обеспокоенные долгими и тщетными поисками, эти несчастные, по существу душевнобольные, люди бродили в высоко горах в надежде найти хоть крупинку золота.
г) тщательно скрывающие цель своего приезда, они прятались в горах и нарочно распускали самые нелепые слухи, лишь бы сбить с толку своих конкурентов.
3. в каком предложении средством выразительности является метафора?
а) масса безработных в надежде на скорое и легкое обогащение бросилась на побережье моря.
б) все: от мала до велика – были охвачены золотой лихорадкой.
в) бродили в горах в надежде найти хоть крупинку золота.
г) когда без всяких данных одна партия шла искать золото в какой-нибудь распадок, другой казалось, что именно там-то и есть алмазы.
4. расставьте ударения в словах россыпи (1), по двое, по трое (6).
5. в каком значении употребляется слово партия в предложении 3? запишите свое объяснение.
6. выпишите из предложений 1–5 слово, строение которого соответствует схеме .
определите, какой частью речи оно является.
7. выпишите из предложений 1–6 краткое причастие, укажите его синтаксическую функцию.
8. выпишите из предложений 1-го абзаца все наречия места.
9. выпишите из 2-го абзаца все частицы.
10. какой частью речи является слово пешком из предложения 4?
11. из предложений 11–13 выпишите слово, постановка дефиса в котором объясняется правилом правописания неопределенных наречий.
12. из предложений 1–6 выпишите слово, которое подчиняется правилу: «в полном страдательном причастии пишется нн, если оно образовано от глагола совершенного вида».
13. выпишите причастный оборот (причастные обороты) из предложения 7.
14. выпишите деепричастный оборот (деепричастные обороты) из предложения 4.
15. укажите номер(-а) предложения(-ий) из 2-го абзаца, где для связи простых предложений в сложном используются подчинительные союзы.
16. в данном ниже предложении подчеркните все члены предложения.
тогда они отправились во владивосток и, получив в переселенческом статус переселенцев, возвратились назад.
17. выпишите из предложений 1–6 фразеологизм, объясните письменно его значение. составьте и запишите свое предложение, включив в него это выражение.
Исторические памятники оказывают влияние на воспитание нового поколения, создание нравственных ценностей, патриотических чувств. Сейчас растут экстремистские и фашистские движения среди подрастающего поколения, переосмысливаются целые главы истории нашей страны, поэтому увеличивается роль воспитания нового поколения. Памятники истории являются важными и нужными для всего народа. Памятники истории служат для развития и воспитания у молодого поколения любви к своей Родине, патриотизма и оптимизма. В нашей истории есть трагические страницы. В результате войн, произошедших революций, смены политических режимов, природных катастроф множество памятников погибло, сильно повреждено. В некоторых городах сносят памятники, природа, война разрушает следы древних цивилизаций. Поэтому необходимо сохранять исторические памятники. Памятники выполняют просветительскую и информационную функции. Они подвержены изменениям и разрушениям из-за людей, войн, природных катаклизмов. Исторические памятники существуют для всех людей. Необходимо постоянно помнить о важности исторических памятников, должна быть разработана система для защиты и охраны всех памятников. Об охране выдающихся памятников заботятся даже всемирные организации. Выдающиеся памятники истории и культуры уникальны по уровню древности, степени сооружения, могут быть очень ценными. ЮНЕСКО выявляет самые значительные памятники истории и культуры. Она занимается охраной и защитой памятников, в которых заключены наиболее ценные следы человеческой памяти и достижений людей. Существуют памятники и меньшей значимости, которые охраняются на уровне отдельной страны или отдельного города. В Республике Беларусь проблемой охраны историко-культурного наследия занимается Министерство культуры Республики Беларусь, музеи и научные, реставрационные организации также охраняют историко-культурные ценности.