ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2020/21гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
РУССКИЙ ЯЗЫК 5-6 КЛАСС
Время выполнения 120 минут
№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка Что и почему он перепутал?
№2. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?
Запишите эти слова.
№3. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?
Запишите правильный вариант.
№4. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
Образуйте словосочетания с данными словами, определите часть речи.
№5. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.
№6. Определите, сколько раз встречается звук в следующем предложении:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.
№8. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?
Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.
Исправьте ошибку.
№9. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.
Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.
№10. Определите члены предложения, подчеркните:
«Там ступа с Бабою-ягой идёт, бредёт сама собой».
Придумайте монолог ступы Бабы-яги.
ещё - [й`ищ`о] - 2 слога (е-щё), второй ударный.
е - [й`] - согл., звонк. непарн. ( мягк. непарн.
- [и] - гласн., безударн.
щ - [щ`] - согл., глух. непарн., мягк. непарн., шипящ.
о - [о] - гласн., ударн.
3 буквы, 4 звука.
объяснение:
морфемный разбор слова "скоро".
скоро - корень "скор", суффикс "о", основа "скоро".дорожка- до-рож-ка 3 слога.
д- [д] - согл., парн. тв., парн. звон.
о- [а]-гласн., ударн
.р- [р]-согл.,непарн.
,о- [о]-гласн., ударн.
ж- [ш]- согл., парн., мяг.,глух
.к -[к]-согл., парн., мяг., глух.
а- [а]- гласн., ударн.
восемнадцать-им.числит.
1)(сколько? )восемнадцать.
н.ф.-восемнадцать.
2)пост.: простое,количест.,
целое; непост.-в им.п.
3)(что? )восемнадцать пальм-(это всё подлежащее,если в им.п)
Оберегаемый, омываемый, растаявший
Усыпляемый, клеивший,овеваемый
Озлобленный,бросаемый,читаемый
Бросивший, называемый, увиденный
2.
Красящий, колеблющийся, зеленеющийся
Машущая,слышащая,рокочущий
Чередующиеся,чувствующий, стелющимся
Барабанящий, шествующий,пенящихся
3.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Видимый, решаемый, изученный
Припаянный, разгороженный, слышимый
Подхваченный, избираемый, передаваемый
Управляемая, сложены, зависимый
4.
Незабываемое событие, о приближающейся туче, у заросшего пруда
В развалившейся избушке, чарующим звучанием, о всеобщем призвании
Растаявший снег, играющие дети,пенящиеся волны
Выгораемые на солнце, движущиЙся автомашины, стелющимся туманом