Вспомним изУЧЕННОЕ! Задание 1. Прочитайте текст. Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседнев- ной жизни, образуют очень интересный, своеобразный мир, имеют свои не раскрытые ещё тайны и загадки, свою историю. Язык — это одно из самых важных и самых древних общественных явлений". Представьте себе на минуту со- вершенно невероятную ситуацию: человечество вдруг оказалось без языка как средства общения людей между собой. На земле воцарился бы неописуемый хаос, послед- ствия которого было бы невозможно предугадать даже приблизительно. Мы можем вообразить себе человечество без транзисторов и телевизоров, без газа и электричества, даже без керосиновой лампы и гусиного пера. Но мы не можем ни на минуту представить себе человеческое об- щество без языка... Значение языка в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Вот почему язык это не менее важный предмет исследования, чем, например, небесные тела или свойства минералов, животный и растительный мир или история различных стран и народов. Известно, что язык изучает специальная наука — язы- кознание, или лингвистика. (Ю. Откупщиков.) 1 запишите слова последнего ряда и обозначьте их морфемный состав
2 укажите в первом предложении главное и придаточное предложения. К каким частям речи относится слова этого предложения?
бегать. СпотыкаюТСя (что делают?) о коЧКи (чк без "ь") его тонкие ноЖки (ноженьки).
ПригрЕвает (греет) вЕсеннее (вёсны) соЛнце. Ветер доносИт чУдесный (чу через "у", чудеса) запах мОлодой (мОлод)
трАвы (травка). ЛопаюТСя (что делают?) на дЕревЬях (дерево) душИстые (ши через "и") поЧКи (чк без "ь"). Лоси слОмали (лом) бЕрёзовУю
ветку, и из неё сочиТСя (что делает?) слаДкий (сладок) соК (соки), (две грам. основы, поэтому запятая).
СнеГ (снега) уже дАвно (давность) сошёл. Синими кажУтся в лЕсу (лес) вЕсенние (вёсны) лужИ .
ЗОлОтыми (золото, позолота) пуховками распустились кустики ивы. ХорОшо (хороший) пахнЕт в вЕсеннЕм
лЕсу (лес)!
ЗадрЕмала (дрёма) на ласковОм солнышкЕ (П.п., 2 скл.) лОсиха (лось), но чУтко (чу через "у") слышИт она все
звуки (запятая, так как союз "но"). Спокойно бегаЕт, рЕзвиТСя Что делает?, резво) лОсёнок. Не даст "не" с глаголами раздельно) его в обиду мать!
На опушку леса вышла лосиха с маленьким лосёнком. Малыш учится
бегать. Спотыкаются о кочки его тонкие ножки.
Пригревает весеннее солнце. Ветер доносит чудесный запах молодой
травы. Лопаются на деревьях душистые почки. Лоси сломали берёзовую
ветку, и из неё сочится сладкий сок.
Снег уже давно сошёл. Синими кажутся в лесу весенние лужи .
Золотыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем
лесу!
Задремала на ласковом солнышке лосиха, но чутко слышит она все
звуки. Спокойно бегает, резвится лосёнок. Не даст его в обиду мать!
Пригревает весеннее солнце. Ветер доносит чудесный запах молодой травы. Лопаются на деревьях душистые почки. Лоси сломали березовую ветку, и из нее сочится сладкий сок.
Снег уже давно сошел. Синими кажутся в лесу весенние лужи. Золотыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу!
Задремала на ласковом солнышке лосиха, но чутко слышит она все звуки. Спокойно бегает, резвится лосенок. Не даст его в обиду мать!