Вспомните, что такое название текста. Какова его функция? Подумайте, можно ли по названию определить, о чем пойдет речь в тексте? А можно ли определить тип речи?
• «Пятится ли рак назад?»
• «Мой воскресный день»
• «Лесной оркестр»
• «Зимний день»
• «Сосна»
• «Мой друг»
• «Что я люблю и не люблю»
2. Разверните одно из высказываний. Определите тип текста:
• День только начинался…
• Как объяснить случай, о котором я вам сейчас расскажу?
• Что-то странное было в этом человеке…
• Каждый день нам подарен для счастья…
3. Сравните темы. Какие из них, на ваш взгляд, предполагают соединение типов речи? Каких? Почему
• «За что я люблю (осень, весну…)»
• «Звездное небо»
• «Лунный свет»
• «Сказание о моем друге»
• «Мой хороший (нехороший) поступок»
• «Смех весны
• «О чем может сказать дом»
• «Портрет моего дома»
• «Советы друзьям»
• «Чему нас учат сказки»
4. Прочитайте текст.
В любом названии места скрывается тайна. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решаем задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка, Дубровка, Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни. Но вот уже чуть сложнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять решил, что в наших местах водилось много орлов. Отец, с которым я поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов. С возрастом интерес к такого рода исследованиям не пропадает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. Но почему оно называлось Орлово, так и не удалось докопаться. (По В. Пескову)
- Определите тему, основную мысль, идею данного текста. - Как можно озаглавить текст? - Какой тип речи использован в тексте?
5. Сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?
А.. Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит –
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим
Трезубцем пригрозив своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»
А. А. Фет
Б. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, наклоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко перелетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.
А. С. Грин
В. В настоящее время здесь разыгрывается настоящая буря. Усиливается ветер до 20 метров в секунду, высота волн уже превышает 5 метров. Как это обычно бывает в такую погоду, снижается видимость.
Из газеты
6. Как связаны между собой предложения?
(1) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.
(2) В комнату вошел человек. Вошедший был бледен.
(3) Хвастовство — это глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других.
(4) Девочка сидит за столом. Она читает книгу.
(5) Он надел очки. Глаза стали лучше видеть.
7. Проанализируйте текст по следующему плану:
1. Докажите, что это текст.
2. Определите тему текста.
3. Сформулируйте основную мысль.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите тип текста, докажите свое мнение как развивается мысль в тексте.
7. Определите и средства связи предложений в тексте. Как они раскрыть основную мысль?
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — великий дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель. В конце концов разница между обоими невелика. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
К. Г. Паустовский
Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.
1)Он пр…гласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.
2)Река по которой мы плыли была весьма ш…рокой.
3)Старик от (не)ожиданности выронил из рук к…рзину которую д…ржал в руках.
1) Он__ пригласил== в гости товарища, (какого?) который__ жил== недалеко от него.
[ __ == ] , ( который__ == ) .
СПП с придаточным определительным
2) Река__ , (какая?) по которой мы__ плыли== , была=== весьма широкой== .
[ __ , ( по которой __ == ) , == ] .
СПП с придаточным определительным
3) Старик__ от неожиданности выронил== из рук корзину, (какую?) которую держал== в руках.
[ __ == ] , ( которую == ) .
СПП с придаточным определительным, придаточное - неполное двусоставное предложение с опущенным подлежащим
1) Казалось что там на краю моря облаков бесконечно много. 2) На вершине сосен на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет. 3) Никто кроме меня не справился с этим заданием. 4) Справа у подножия сопок расстилалось большое поле. 5) Он наивно по-детски вытер пальцами глаза. 6) Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи. 7) Поздно вечером часов в одиннадцать я вышел в сад. 8) За рекою в розоватом небе ярко сверкала вечерняя звезда. 9) Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий и красивый. 10) Вошла молодая лет семнадцати девушка.