Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Асфал..т, брош.., допеч.., замуж…, об…ем, ос…миног, проч…, кулич…, павил…он, шест…ю шесть, щёлоч…, январ..ский, ал…пинист, бетон…щик, вскач…, деревен…ка, д…якон,* настеж…, из…ян, лос…он, об…ятия, под…ем, флигель-ад…ютант*, ч…совенка, бел…этаж*, жен…шень, ин…екция, кинос…емка, под…ячий*, раз…единенный, рел…ефный, трех…этажный, фельд…егерь*, фортеп…яно, четырех…ярусный.
Бельэтаж* - 1. Второй этаж в домах-особняках; 2. Ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером или амфитеатром.
Фельдъегерь* - военный или правительственный курьер для особо важных поручений
Флигель-адъютант* - в царской России с начала 19 века – звание офицера царской свиты, а также лицо, имеющее это звание
Дьякон* - в православной церкви: низший духовный сан священника при совершении церковной службы.
Подьячий * - на Руси 16-18 века дьяка, канцелярист.
2. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ поэтического текста.
В старый сад выхожу я, росинки,
Как алмазы, на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.
А. Плещеев, Весна
- Запишите, объясните правописание слов.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Чем осложнены простые предложения?
Запись предложений.
Когда в солнечное летнее утро выйдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы, которые блестят и переливаются на солнце разными цветами.
Подойдешь ближе и увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Л.Н.Толстой. Дуб и орешник
- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.
- Составьте схемы предложений.
- Подчеркните грамматические основы предложений.
- В каких предложениях грамматическая основа представлена только сказуемым? На какое лицо указывает глагол?
- Легко ли определить действующее лицо?
- Как, по-вашему, можно назвать такие предложения?
Запишите предложения, определите определенно-личные предложения.
1. В окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
2. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
3. Подари эту матрешку первой же итальянской девочке.
4. Поверьте мне.
5. Бережно относитесь ко всему живому в природе!
6. По нескольку раз за ночь просыпаешься от мерного колокольного боя, прислушиваешься и никак не решаешься выйти в ночной Рим.
(К Г. Паустовский)
3. Изучаем повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Составьте определенно-личные предложения, используя следующие глаголы-сказуемые
Сопоставьте, посмотрите, вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим
Определенно-личные предложения обычно употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление их в устной и письменной речи делает речь более живой, непринужденной, динамичной. Личное местоимение обычно опускается при глаголах, выражающих благодарность, поздравления, пожелания, в эпистолярных жанрах (эпистола – лат. «послание, письмо»).
Например, А.С.Пушкин «Капитанская дочка», письмо Гринева – старшего: «… собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку». «Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость».
Этап информации о домашнем задании
Написать поздравление, пожелание, письмо, используя определенно-личные предложения
"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука."
А в басне Волы и Ось она в конце: "ОДНИ ТРУДЯТСЯ,А ДРУГИЕ ПРИТВОРЯЮТСЯ ИЗМУЧЕННЫМИ".
А мораль басни "Мартышка и очки" такова:
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.