ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ
1. Укажите неверное утверждение.
⦁ Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.
⦁ Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам.
⦁ Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены.
⦁ Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.
2. Дополнение —
⦁ второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
⦁ второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
⦁ главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
⦁ второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
3. Дополнение отвечает на вопросы:
1) кто? и что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) косвенных падежей 4) г д е? к у д а? откуда?
4. В каком предложении выделенное слово является дополнением?
⦁ Он выбрал профессию врача.
⦁ Он выбрал профессию врача.
⦁ Он выбрал профессию врача.
⦁ Он выбрал профессию врача.
5. Укажите предложение с прямым дополнением.
⦁ Девочки в поле собирали васильки.
⦁ Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.
⦁ На стене висел портрет А. Пушкина.
⦁ Около дома лежали дрова.
6. Укажите предложение с косвенным дополнением.
⦁ Бабушка вязала свитер.
⦁ Я пишу письмо другу.
⦁ Я рисую картину.
⦁ С горы хорошо видно дом и школу.
7. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
⦁ В городе мы посетили этнографический музей.
⦁ В городе мы посетили этнографический музей.
⦁ После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.
⦁ Художник нарисовал автопортрет.
8. Укажите, какие слова являются дополнением в предложении
Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибы, любоваться речкой.
⦁ в нашем лесу, ягоды, грибы, речкой
⦁ ягоды, грибы, речкой
⦁ осенью, ягоды, грибы, речкой
⦁ в лесу, ягоды, грибы, речкой
9. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения.
⦁ Виктор подарил сестре картину. (Картину — прямое дополнение)
⦁ Картина была подарена Виктором. (Виктором — косвенное дополнение)
⦁ Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение)
⦁ Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках — косвенное дополнение)
10. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
⦁ В доме стояла тишина. 2) В лесу было много малины.
⦁ В библиотеке я нашел нужную книгу. 4) Добавь в бульон немного воды.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
⦁ Наступила ранняя осень.
⦁ Возьми эту книгу.
⦁ Это был дом из дерева.
⦁ Столовая находилась в том же здании.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
⦁ Он специалист высокого класса.
⦁ Поездка в Петербург переносится на неделю.
⦁ Он был одет в рабочий костюм.
⦁ Рабочие объявили забастовку.
3. Укажите предложение с несогласованным определением.
⦁ Ранней весной хорошо выйти в поле!
⦁ Этот случай удивил многих.
⦁ Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
⦁ Прозрачный лес один чернеет.
4. Укажите предложение с согласованным определением.
⦁ Грозовая туча мимо.
⦁ Недалеко был особняк в три этажа.
⦁ Недалеко был особняк с лепниной.
⦁ Этот рассказ интересней.
5. Укажите предложение, в котором есть приложение.
⦁ В городе-крепости мы смотрели выставку.
⦁ Русский язык — это один из совершеннейших языков мира.
⦁ Дедушка был добрейший человек.
⦁ Около дома рос огромный дуб.
6. Укажите предложение, в котором нет приложения.
⦁ На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра.
⦁ Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем.
⦁ Часов в одиннадцать к нам пришел Егор Лизунов, сосед, школьный завхоз.
⦁ Деревья утопали в серебряном инее.
7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить дефис.
⦁ Художник () Левитан писал прекрасные картины.
⦁ Композитор () Чайковский известен на весь мир.
⦁ Вьется улица () змея.
⦁ Над рекой () Волгой льется тихая песня.
8. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис.
⦁ Мальчик () киргиз проводил нас до дома.
⦁ Девочки () старшеклассницы исполнили песню.
⦁ Профессор () математик выступил с докладом.
⦁ Профессор () математики выступил с докладом.
9. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить тире.
⦁ Главный герой этого рассказа - человек () невидимка.
⦁ Скала () гигант закрывала часть пейзажа.
⦁ Цветок () незабудка имеет интересную легенду.
⦁ Москва () река — главная водная артерия столицы.
10. Укажите предложение, в котором нет приложения.
⦁ Бабушка выписывает журнал «Крестьянка».
⦁ Врач Кузнецова начала прием.
⦁ Студенты-кубинцы исполнили зажигательный танец.
⦁ Гигантская скала закрывала часть пейзажа.
ДОПОЛНЕНИЕ
1. Неверное утверждение:
⦁ Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.
2. Дополнение —
⦁ второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
3. Дополнение отвечает на вопросы:
3) косвенных падежей
4. В таком предложении выделенное слово является дополнением:
⦁ Он выбрал ПРОФЕССИЮ врача.
5. Предложение с прямым дополнением:
⦁ Девочки в поле собирали ВАСИЛЬКИ (В.п.).
6. Предложение с косвенным дополнением:
⦁ Я пишу письмо ДРУГУ (Д.п.).
(!) 7. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
⦁ В городе мы посетили этнографический МУЗЕЙ.
⦁ После обеда Алексей сел за стол и написал ПИСЬМО.
⦁ Художник нарисовал АВТОПОРТРЕТ.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ДОПОЛНЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
8. Такие слова являются ДОПОЛНЕНИЕМ в предложении:
Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ЯГОДЫ, ГРИБЫ, любоваться РЕЧКОЙ.
⦁ ягоды, грибы, речкой
9. Предложение с ошибкой в характеристике дополнения:
⦁ Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение)
**В. п. – прямое
(!) 10. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
1)В доме стояла тишина.
2) В лесу было много малины.
3) В библиотеке я нашел нужную КНИГУ.
4) Добавь в бульон НЕМНОГО ВОДЫ.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ДОПОЛНЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
__
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(!)1. Укажите предложение, в котором неверно выделено ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
⦁ Наступила РАННЯЯ осень.
⦁ Возьми ЭТУ книгу.
⦁ Это был дом ИЗ ДЕРЕВА.
⦁ Столовая находилась в ТОМ же здании.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ОПРЕДЕЛЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
(!)2. Укажите предложение, в котором неверно выделено ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
⦁ Он специалист ВЫСОКОГО КЛАССА.
⦁ Поездка В ПЕТЕРБУРГ переносится на неделю.
⦁ Он был одет в РАБОЧИЙ костюм.
⦁ Рабочие объявили забастовку.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ОПРЕДЕЛЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
3. Предложение с несогласованным определением:
⦁ Встреча С ОДНОКЛАССНИКАМИ состоится в эту субботу.
4. Предложение с согласованным определением:
⦁ ГРОЗОВАЯ туча мимо.
⦁ ЭТОТ рассказ интересней.
5. Предложение, в котором есть приложение:
⦁ В городе-КРЕПОСТИ мы смотрели выставку.
6. Предложение, в котором нет приложения:
⦁ Деревья утопали в серебряном инее.
7. Предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить дефис:
⦁ Вьется улица () змея.
8. Предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис:
⦁ Профессор () математики выступил с докладом.
9. Предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис:
⦁ Цветок () незабудка имеет интересную легенду.
10. Предложение, в котором нет приложения:
⦁ Гигантская скала закрывала часть пейзажа.