І. Выписать ССП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложению, начертить схему.
1. Взошло солнышко, и все вокруг ожило. - Взошло солнышко, все вокруг ожило.
2. Лес молчит, и в полях идет снег. - Лес молчит, в полях идет снег
ІІ. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях.
1. Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку. 2. Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распушенными косами, настоящая русалка. 3.Ученью время игре час. 4. Победитель впереди трус позади.
ІІІ. Из двух предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1. Деревья словно плакали. С ветвей их на землю все время падали крупные капли.
2. Снега стали голубые. По-весеннему яркое небо отражается в их зеркале.
3. Шестнадцать лет служу. Такого со мной не бывало.
1. Громкий звук раздался утром рано.
⇒Звук - что?, подлежащее, выраж. сущ. подчеркиваем сплошной линией;
⇒Раздался - что сделала?сказуемое, глагол., подчеркиваем двумя сплошными,
2. Я в окошко выглянул спросонок.
⇒ я- кто? подлежащее, местоимение, подчеркиваем сплошной линией;
⇒ выглянул - что сделал? сказуемое, глагол, подчеркиваем двумя сплошными.
3. Розовый, весёлый, аккуратный,
На машине ехал поросёнок.
⇒ поросенок - кто?, подлежащее, сущ., подчеркиваем сплошной линией.
⇒ ехал - что делал?, сказуемое, глагол, подчеркиваем двумя сплошными.
Определить роль выделенных слов в предложении следует так:
⇒ в клеточку - какой костюмчик?, определение.
⇒довольно - как вертел?, обстоятельство.
⇒белые - какие перчатки? определение.
⇒на травке - где?, обстоятельство.
⇒на рассвете - когда? обстоятельство.