Выпишите из текста восклицательное и вопросительное предложение. Объясните, с какой целью автор использует их в тексте. [2]
2) Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, объясните его роль в тексте. [2]
3) Выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Запишите схему этого предложения.[1]
4) Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.[1]
5) Определите тип и стиль текста, укажите их характерные черты.[4]
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, можно утверждать, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.
Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. Мелиорация – к изменению климата. Орошение – к обмелению рек и морей. Развитие промышленности – к загрязнению среды. Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в этом слое «озоновая дыра». Надо бы «взять за шиворот» современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они заштопают свои озоновые и прочие прорехи.
Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. Так, мы изучаем причины роста числа заболеваний их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.
Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.
Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. Даёт возможность подумать и остановиться. А не гнать птицу-тройку – в никуда.
Вглядитесь повнимательней в окружающую жизнь и в самих себя! Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от печати или телевидения. Мы привыкли к песням из нескольких слов, а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы вечных книг. Мы даже поиск друзей не ведём с собственных оценок, а передоверили его роботам «службы знакомств» в Интернете наши души!» - вслед за поэтом скажем мы.
А может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
(По С. Полякову)
1.восклицательные и вопросительные предложения-- вглядитесь повнимательнее в окружающую жизнь и в самих себя наши жизни!(восклицательные предложения);
А может быть гомосапиенс есть существо инопланетное, которое проводилось уничтожить все на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету? ( вопросительное предложение).
почему автор использует вопросительные и восклицательные предложения?
цель вопросительного предложения - выяснение какой-то информации, таким образом автор скорее всего хочет чтоб читатели размышляли над этим вопросом
цель восклицательного предложения- добавить окрас, интонацию в предложение, таким образом автор хотел выразить свои эмоции и чувства.
2.выписать из текста причастный оборот -жалящие пчелы
3.найти сложноподчинённое предложение-может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
схема: ( глав.пр.), которое [придаточное]
4. с какогопреложения начинается основная мысль текста-Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий
5. опрелелить тип текста. тип текста-рассуждение, так как в нем присутствуют вопросительные слова, вводные конструкции и предполагает ответ на вопрос: почему?
определить стиль текста. стиль-публицистический, так как датся информация о чем-то, также обсуждается проблема, поэтому стиль является публицистическим