Выпишите текст, укажите спряжение глаголов и вид. Полностью проспрягайте 1, 5 и 6 глаголы. Лера удивляется: зачем же она ошибается, она как будто бы старается, но ничего не получается. Она тревожится, пытается, надеется, зазря печалится. Когда она себя заставит, помыслит, долго думать станет, отправит грусть, тоску прогонит, отложит всё, что беспокоит. Когда все правила изучит, то, может, даже "пять" получит, а если свою лень разгонит, то исключения запомнит.
Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы - Девичья Башня, возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг даты постройки и назначения которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.
Башня построена на выступе береговой скалы, и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет во внутрь проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера реставрировавшего сооружение. Чтобы датировать башню можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.
Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города. Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня" имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, распложенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.
Раньше все звуки жили вместе. Они были друзьями. Но однажды между ними вышел спор: «Кто главнее?»
- Я! – кричали звуки [й] и [а].
Но звуки [н’], [э], [т], [ы] были против. И они кричали:
- Не ты! Не ты!
Вскоре звуку [ы] надоело быть с [н’], [э], [т] и он перешел к звуку [м].
- Нет! – получалось у оставшихся звуков.
- Мы! – кричали [м] и [ы].
Звуки [к] и [а] были против. Они тоже кричали:
- Как? – получалось у них.
Многие звуки стали объединяться.
И стали у них получаться:
- Почему?
- Ха-ха-ха!
- Угу!
Так долго спорили звуки и вскоре поняли, что если будут вместе и не будут спорить, то из них будут получаться слова. И что нет среди них главных. Все важны.(Фонетическая)
Две сестренки
Жили-были две сестрёнки Орфоэпия и Орфография. Они очень дружили и всем. У этих сестрёнок был друг Слово, он учился с ними в одном классе. И у него была и речь неправильная, и писал он плохо. А у девчонок - всё отлично. И решили они ему Орфоэпия его учила правильно произносить, а Орфография учила его правильно писать. И вскоре этот друг снова стал отличником. И он вместе с девочками всегда гулял. Они втроём стали самыми лучшими друзьями.(орфоэпическая)