Выпишите в одну колонку слова-омонимы, в другую – многозначные, используя прием подбора слов-синонимов и прием образования новых слов.
Сесть за стол – платье село; справиться с работой- справиться по телефону; опушка леса- опушка пальто; выступить с помпой- качать воду помпой; карта мира- игральная карта; посадить в клетку – нервная клетка; лад у гитары – семейный лад; личные счеты- считать на счетах; материя вечная – шелковая материя; метать швы- метать гранату- метать икру; жать руку – жать сок – жать рожь; лист бумаги – лавровый лист.
По 1 заданию:
1.Многозначные слова сохраняют семантическую связь. Их значение соотносимо с основным значением исходного слова. Омонимы не связаны между собой каким-либо общим значением.
2. Многозначные слова являются однокоренными. Омонимы имеют разные корни, совпадающие только по форме написания.
3. К многозначным словам можно подобрать общий синонимический ряд. Омонимы не имеют общих синонимов.
1. Укажите, в каких значениях данные слова выступают как лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы.
Видение, запах, образ, орган, хаос, безобразный, запахнуть, парить, род, рваться, роман, стан, стих, строить, глас, глаз, тому, верхом, лавровый, бреду, острота, берегу, газ, молот, ком, пола, лава.
3. Подберите синонимы к приведенным словам и составьте с ними словосочетания и предложения.
Большой, бранить, удачно, клевета, препятствие, грустный, густой, даровитый.
4. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
Лететь на самолете – лететь со стула.
2) Мудрый старец – мудрое решение.
3) Мутная вода – мутное сознание.
4) Лава вулкана – угольная лава.
5) Кирпичный завод – завод у часов.
6) Нагнать беглеца – нагнать тоску.
7) Халат из байки – слушать байки.
8) Напряженная работа – напряженные отношения.
9) Нести чемодан – нести наказание.
10) Консервная банка – песчаная банка.
11) Механический блок – военный блок.
12) Болтать ногами – болтать языком.
13) Земляной вал – стальной вал.
14) Номер автомобиля – номер одежды.
15) Оборвать лепестки – оборвать спорщика.
16) Внешний вид – глагольный вид.
17) Широкий ворот – грузоподъемный ворот.
18) Топить печь – топить корабль.
19) Освободиться от плена – освободиться от заведования.
20) Отделение в концерте – отделение в пехоте.
21) Глава правительства – глава книги.
22) Трудовая дисциплина – гуманитарная дисциплина.
23) Выбивать дробь – десятичная дробь.
24) Рабочий класс – подготовительный класс.
25) Хвойные леса – строительные леса.
Сбор грибов в лесу.
2. Озаглавим его:
Поход в лес за грибами.
3. Какие средства художественной выразительности использует автор? Приведём пример.
Эпитеты: тёплая земля.
Сравнение: сыроежка была точно как большая глубокая тарелка.
Олицетворение: грибы лезут, притаилась сыроежка.
Фразеологизм: до смерти захотеть (пить), всё внутри загорелось.
4. Во всех предложениях 1-го абзаца подчеркнём грамматическую основу. Укажите чем выражено подлежащие и в каком падеже стоит.
В теплый и паркий день грибы (подлежащее, --, и.п.) лезут (сказуемое,=) из влажной, теплой земли. В такой день ты (подлежащее, и.п.) все дочиста соберешь (сказуемое, =), а потом другой грибник (подлежащее, --) с этого же места опять собирает (сказуемое, =).
5. Из первого предложения выпишите именные словосочетание (главное слово (х) - это существительное/прилагательное/местоимение):
В теплый и паркий день грибы лезут из влажной, теплой земли.
Именные словосочетания:
теплый ←какой?←день (х)
паркий ←какой?←день (х)
влажной ←какой?←земли (х)
тёплой ←какой?←земли (х)
6. Из выделенного предложения выпишем глагольные словосочетания (главное слово глагол, деепричастие, причастие):
ПРОДВИНУЛСЯ Я ОСТОРОЖНО В ЕЛЬНИКЕ, ПРИПОДНЯЛ ВЕТКУ И УВИДЕЛ ПОЛЯНУ.
продвинулся (х)→как?→ осторожно
продвинулся (х)→где?→в ельнике
приподнял (х) →что?→ветку
увидел (х) →что?→поляну
7. Объясним значения выражения "до смерти пить захотел":
Очень сильно хотеть пить, испытывать мучительную жажду.
8. Подберём синонимы к словам:
притаилась: спрятаться, скрыться.
влажный: мокрый, сырой.