Выполнить задания по тексту Уголок России – отчий дом …
Их было примерно четыреста – мальчишек и девчонок, влюблённых в геологию или
археологию, - исследующих памятники России или суровые будни Великой Отечественной,
собирающих предметы старины или народные сказания, песни. На слёте каждый представлял
свой уголок Родины и знакомил участников с результатом своей поисковой работы.
Следопыты из Кисловодска увлечены лермонтовской темой, казалось бы, все давно
знают о поэте всё, но им удалось создать совершенно новую экскурсию по городу, связанную
с именем Лермонтова. С «Героем нашего времени» в руках шли ребята по своему городу.
Находили места, в которых происходили описанные Лермонтовым события. К их
изумлению, многое сохранилось, нашли даже очень старую липу, по всем признакам явно с
той аллеи, что упоминается в «Княжне Мери». Удивительно было стоять возле неё, держа
перед собой раскрытую книгу. Или подняться на скалу, где произошла дуэль между
Печориным и Грушницким. Дух захватывало, когда делали исследователи шаг за шагом по
родной земле – одновременно по судьбе поэта и его героев. Вот и разработали они свой
вариант экскурсии, объединившей все эти поистине заповедные лермонтовские места.
Историки из Липецка познакомили слёт с происхождением народного костюма.
Ижевцы – с работой музея хлеба. Затаив дыхание, слушал слёт рассказ о том, как ребята из
клуба «Алые маки» (г. Чебоксары) отыскивают и с почестями предают земле останки воинов
Великой Отечественной войны.
- Если хочешь знать, уметь, - говорили ребята из Черкесска, - всё успеешь. Мы хотим
знать историю, обычаи своего народа. Мы карачаевцы, и очень любим свой славный уголок
Кавказа, где живут люди ста национальностей в доброте и уважении. Вот бы везде так!
-Приезжайте к нам в Калмыкию, - зовут юные исследователи, - поверьте, что это
удивительно богатый, добрый, теплый, музыкальный край!
-А может быть к нам в Воронеж? Здесь есть чудесный музей песни. А где, как не в
песне живёт душа народа.
Оглянись и ты вокруг. Может быть, и ты найдёшь для себя дело, которое будет
интересным тебе и полезным твоему родному краю.
(по материалам периодической печати, источник - ФИПИ, Сборник тренировочных
материалов для подготовки к Государственному выпускному экзамену)
1. Дайте связный ответ на вопрос, какому событию посвящен текст и кто стал
участником этого события?
2. Дайте связный ответ на вопрос, с какими чувствами выступают участники слёта,
представляя свои исследовательские работы.
3. Используя толковый словарь, объясните значение слов: следопыт, заповедный,
дуэль.
4. В тексте употреблен фразеологизм «затаив дыхание». Объясните, как вы понимаете
значение этого фразеологизма.
5. Составьте предложение с фразеологизмом «затаив дыхание», учитывая его
значение.
6. Дайте связный ответ, в каких ситуациях (по отношению к кому, когда) можно
употреблять фразеологизмы.
1) Дуэль Александра Пушкина и Жоржа Дантеса - поворотное событие в развитии русской культуры. Убийцу "дивного гения" и "невольника чести" Михаил Лермонтов сравнивал с беглецом, который заброшен в Россию "на ловлю счастья и чинов". Но все ли так однозначно в этой истории? И как сложилась жизнь Дантеса после роковой дуэли?..
О событиях, произошедших 27 января (по старому стилю) 1837 года писали историки, литературоведы, культурологи. В этот день Пушкин и Дантес встали к барьеру, и прозвучали два выстрела. Поэт получил смертельное ранение, а у его противника оказалась раздроблена рука. Решением императора Дантес и Данзас (секундант Пушкина) были приговорены к казни за участие в дуэли, хотя позже - помилованы и разжалованы в воинском чине. Дантес был выслан из страны и лишился офицерского чина.