Выполните лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:
1.Определите стиль текста
2.Определите тип текста
3.Укажите строение текста: зачин, срединную часть, концовку.
4.Назовите языковые средства выразительности, приведите примеры из текста.
5.Синтаксический строй связи предложений в тексте, преобладание сложных или предложений).
Честь истинная и ложная
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Все люди, в отличие от животных, носят одежду. Но я думаю, что отец говорил не об этом отличии человека от животных. Он говорил о различиях между людьми. Ведь как животные отличаются один от другого окраской и длиной волосяного покрова, так и люди отличаются друг от друга своей одеждой. Одежда человека - неотъемлемый атрибут его идентичности. А что есть человек? Это создаваемый им образ. При одежды мы можем создать любой образ, меняя её цвет, фактуру, модель, дизайн и качество ткани.
В то время, когда отец героя был молод, по одежде легко было определдить, к какому сословию относится тот или иной человек, кокай статус он имеет в обществе. Поэтому он и сказал эти слова: «одежда делает человека человеком».
Стиль высказывания - публицистический.
1. Кто-то шёл /мерной тяжёлой походкой/_._._ .
словосочетание (прил+прил+сущ) - образа действия
2. Ноги его были /по щиколотку в воде/_._._ .
словосочетание (пред+сущ+пред+сущ) - меры и степени
3. Она вся вспыхнула /от стыда/_._._. пред+сущ - причины
4. Плясал он /до изнеможения/.
пред+сущ - образа действия
5. /Всё утро/_._._ голубь ворковал у нас /на окне/_._._ .
мест+сущ - времени
пред+сущ - места
6. Он был уже_._._ внизу_._._ .
нар - времени
нар - места
7. Стояли /плотной толпой/_._._ , перешёптывались.
словосочетание (прил+сущ) - образа действия
8. /С лёгким сердцем/_._._ ехал он теперь_._._ домой_._._ .
словосочетание (пред+прил+сущ) - образа действия
нар - времени
нар - места
9. Душно_._._ стало в сакле_._._ , и я вышел на воздух_._._ освежиться_._._ .
нар - образа действия
пред+сущ - места
пред+сущ - места
инфинитив - цели
10. Мальчик /только что/_._._ перестал играть и откинулся на траву_._._ .
нар - времени
пред+сущ - места
Обстоятельства могут быть выражены:
наречиями
деепричастиями
существительными в Творительном падеже без предлога
существительными в косвенных падежах с предлогами
инфинитивом
фразеологическими сочетаниями наречного типа
синтаксически неделимыми словосочетаниями