Выпускница лицея № 1 г. Томска Полина Глушкова вспоминает о своем детстве как о череде уроков, посещений кружков и секций, занятий с репетиторами и ночных выполнений домашних заданий. – У меня совсем не было свободного времени. В некоторые дни, начиная с 5 класса мне нужно было после школы идти в художественную школу, потом на танцы, уроки я садилась делать в 9 вечера. Очень уставала, по утрам у меня часто болела голова. А в старших классах, хоть кружки и сократились, прибавились занятия с репетиторами. Родители хотели, чтобы я основательно подготовилась к экзаменам и поступила в вуз.
Родители выпускников признаются, что в пору их детства такого не было. Свободное время дети проводили во дворах. Мальчишки гоняли мяч или играли в «войнушку», девочки – в «классики» или «дочки-матери», а то и совместно ватага ребят придумывала общие интересные игры. Что же происходит сегодня? Почему родители отправляют детей в кружки и секции, а не во двор валять дурака? С этим вопросом я обратилась к психологу лицея № 1 Муратовой Ольге Валентиновне.
– Детство сегодняшних ребят отличается тем, что исчезла дворовая культура. Изменилась концепция воспитания и модель семьи, вообще. Произошел переход от партнерской семьи к плюралистической семейной модели, с акцентом на индивидуальные права ее членов. Изменилась и политика государства. Гуманное стремление к единству семьи, бытующее в веке, сегодня видится как препятствие к индивидуальному развитию каждого из ее членов. Ребенок выступает не как несмышленый объект родительских притязаний, а как объект, наделенный которые нужно развивать. Родители желают своим детям самого лучшего, поэтому основной задачей воспитания ставят гонку за престижным образованием. С самого рождения мамы и папы, соревнуясь с другими семьями, пытаются всучить ребенку какие-то знания, посредством модных развивающих игрушек, посещений детских клубов, освоения современных электронных приборов. Порой пытаются даже выбрать друзей своим детям. Стремление к раннему развитию детей активно поддерживается рекламой и СМИ. Малыши, скованные гиперопекой, поначалу бьют рекорды, а родители гордятся собой. Но по данным исследований к 10 годам интеллектуальная наполненность у всех детей выравнивается и у тех, кто активно развивался, и у тех, кто был лишен такой возможности.
Организованное детство становится нормальным явлением в обществе. Мода на него пришла к нам из Европы. Но многие зарубежные педагоги сейчас уже осознают, что такое детство может привести к печальным результатам. Дело в том, что у ребенка нет своего личного пространства, свободного времени, чтобы пофантазировать, помечтать. Если их родители во дворе могли сами себя занять и учились решать конфликты доступными детскому сознанию методами, дети не умеют и даже не учатся находить выход из сложившейся ситуации. Они ждут подсказки, готового решения. Это чревато тем, что во взрослой жизни они не смогут проявить творчество, спонтанность, инициативу и предприимчивость. Со школьной скамьи их приучают к тестовой форме ответов на вопросы, программируют, но что, если программа даст сбой? Нет полета для фантазии. Это заметили и преподаватели вузов. Если раньше студенты сдавали экзамен по билетам и могли свободно изъясняться, сейчас предпочитают тесты, идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая из уже предложенных вариантов. Это как в компьютерной игре, всегда есть подсказка: «налево пойдешь – меч найдешь» и т.п.
4. Найдите слова в тексте, которые соответствуют следующим определениям:
А) Система взглядов на что-нибудь.
Б активно действовать под влиянием внутренних побуждений.
ответ:
золотой человек
в начале 70-х годов прошлого века в окрестностях алматы произошла самая настоящая археологическая сенсация: в ходе раскопок кургана иссык был обнаружен золотой человек, ставший впоследствии символом казахстана.
курган исследовал известный ученый, основатель казахстанской археологической школы профессор кималь акишев. реконструкция расшитой золотыми бляшками одежды и головного убора, захороненного в кургане сакского царя, явила миру из глубины веков образ древнего правителя, которого назвали «казахским тутанхамоном», а само открытие объявили находкой века. детали, украшавшие его корону — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба республики казахстан, а скульптура золотого человека установлена на площади независимости в алматы.
эта бесценная находка относится к сакской эпохе, охватывающей период vii–iii вв. до н. э. по принятой в археологической науке периодизации — это ранний железный век. сакские курганы — огромные сооружения, которые сравнивают с египетскими , достигающие 20 метров в высоту, с диаметром у основания до 120–150 м. есть среди них и небольшие всхолмления высотой до 1–1,5 м и диаметром 5–7 м. большие курганы называют царскими, поскольку под ними захоронены представители правящих династий и военная элита древних племен.
в средних курганах — диаметром до 50 м и высотой до 10 м — хоронили знатных воинов, колесничих и жрецов, а в малых — диаметром 10–15 м и высотой 1,5–2 м — простой люд. встречаются как одиночные курганы, так и их скопления — от нескольких десятков, а то и сотен. курганы и курганные могильники встречаются в казахстане повсюду: в степях и полупустынях, межгорных и речных долинах, в горах и предгорьях. особенно много их в жетысу, в предгорьях джунгарского, заилийского и таласского алатау, в горах центрального тянь-шаня. среди них и знаменитый иссыкский могильник, и могильник бесшатыр, что на правом берегу реки или, в узком каньоне между рекой и горной грядой желшалгыр. это и широко известные талгарский и тургенский могильники в предгорьях заилийского алатау, и кегенский — в долине реки кегень, джетытобе в предгорьях таласского хребта.
на голове золотого человека был высокий конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, таутеке, архаров, лошадей, птиц.
объяснение: