X x x
«Аленушка» М.В.Васнецова - одно из самых поэтических произведений русской
живописи конца девятнадцатого века. Не одно поколение любовалось и еще
(в последстви.. будет любоваться этим полотном. Художник работал над ним
(Б)течени.. нескольких лет. Картина написана на сюжет русской народной сказки о
C..стриц.. Аленушке и братц. Иванушке.
Образ одинокой и нежной девушки с люб..щим сердцем и отзывчивой душой
взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и
проникновенность.
В русском из..бр..зительном исс,cc)ку(c,cc)тве (не)много произведений где
так(же) поэтично показано сл..яние человека с пр..родой. Среди густого леса замер
пруд усыпа(Н,нный золотыми листьями. В молчании застыли елочки водная гладь
то(же) неподвижна. Густая задумчивая осень как(будто) сковывает пр..роду. Тихая
п..чаль p..Злита (вокруг. Несколько ож..вляется пейзаж благодаря птицам.
Аленушка пр..бежала в лесную чащу что(бы) выпл..кать свое горе уселась на
камень опустила голову и загрустила и вся пр..рода то(же) грустит (вместе с ней.
1. Определить тип речи.
2. Определить тему, главную мысль (идею) текста и озаглавить его.
3. Как связаны предложения в первом и втором абзацах? Назовите тип и
средства связи.
4. Начертите схемы предложений с союзом И.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать
примерами из текста?
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.