XXI. Представьте данные ниже предложения в схемах. Обозначьте в схемах грамматическую основу предложений её выра- жения. Определите вид предложений; а) по наличию грамматических основ, б) по составу грамматической основы. 1) Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем обожгло. (А. Фет) 2) Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. (И. Бунин) 3) Пахнет свежестью сирени, сладко пахнет резедой. (И. Бунин) 4) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо высокое. (И. Тургенев) 5) От добра добра не ищут. (Послови-ца) 6) Люблю безмолвие полуношной природы. (А. Фет) 7) Морозная тишина. (М. Пришвин) 8) Утро малоросистое. (М. Пришвин)
ф- (Ф)- согл.,глух.,тв.
р-(р)- согл.,тв.,зв.
а-(а)-гл., безуд.
г-(г)-согл.,тв.,зв.
м-(м)-согл., тв., зв.
е-(е)- гл., уд.
н-(н)- согл., тв., зв.,
т-(т)- согл.,тв.,глух.
ответ: 8букв 8 звуков
интервью
и-(и)- гл., безуд.,
н-(н)- согл., тв.,зв.
т-(т)- согл.,тв., глух.
е-(е)- гл., безуд.
р-(р)- согл., тв., зв.
в-(в)-согл., мяг., зв.
ь-(-)
ю-(й)- согл., мяг., зв.,
-(а)- гл., уд.
ответ 8 букв 9 звуков
жжёт
ж-(ж)- согл., тв., зв.
ж-(ж)- согл., тв., зв.
ё-(о)- гл., уд.
т-(т)- согл., тв., глух.
ответ 4буквы 4 звука
январский
я-(й)- согл., мяг., зв.
-(а)- гл., безуд.
н-(н)- согл., тв., зв.
в-(В)- согл., тв., зв.,
а-(а)- гл., уд.,
р-(р)- согл., тв., зв.
с-(с)-согл., тв., глух.
к-(к)-согл., тв., глух.,
и-(и)-гл., безуд.
й-(й)- согл., мяг., зв.
ответ 9букв 10 звуков
Мы были далеко не первыми, кого заинтересовали эти вопросы. Еще в Древней Греции Аристотелем была создана школа перипатетиков, то есть гуляющих. Он проводил уроки, прогуливась вместе с учениками. Перипатетики считали, что такая форма занятий наиболее продуктивна. Мысль становится живее, когда тело несколько разогрето прогулкой.
Плодотворное влияние прогулок признавал и Ж.-Ж. Руссо, который говорил, что ходьба и движение игре мозга и работе мысли. Можно назвать немало имен великих людей, жизнь которых связана с рациональной двигательной активностью. Это — Верди, Гете, Гумбольдт, Микеланджело; академики Бах, Вернадский, Карпинский, Зелинский, Гамалея. Все они, дожившие до глубокой старости и сохранившие высокую творческую работо истоками своего долголетия считали труд, физическую подвижность.
Удивительный пример того, как можно удачно сочетать «голову с руками» (то есть умственный и физический труд), подал академик И.П. Павлов. Гимнастика, лыжи, велосипед, плавание, городки — вот неполный перечень спортивных увлечений великого ученого, лауреата Нобелевской премии. «Не может ум хорошо работать, если физически себя не закалить», — любил повторять Иван Петрович своим ученикам.
Современные, новейшие научные исследования говорят о том, что устойчивость и активность таких показателей умственной деятельности, как память, внимание, восприятие и быстрота передачи информации и другие, прямо пропорциональны уровню физической подготовленности человека.
Но всякие ли физические упражнения оказывают одинаковое стимулирующее влияние на эффективность умственного груда? Опыт и практика показывают, что мыслительная деятельность успешнее всего сочетается с ходьбой, бегом, прогулками на лыжах, с легким физическим трудом, которые складываются из привычных двигательных действий невысокой интенсивности.
Доказывая стимулирующее воздействие физических упражнений на умственный труд, нельзя не учитывать также благотворного влияния физической деятельности на работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Важна и роль привычки. Один привык, обдумывая что-либо, ходить, другому лучше думается, сидя у рабочего стола. Но кто не знает, что мы усваиваем и вредные привычки. Взять хотя бы привычку работать по ночам, курить папиросу за папиросой. Не лучше ли постараться отвыкнуть от вредных привычек, воспитать в себе полезные, и в частности, любовь к физическим упражнениям, которые так необходимы человеку умственного труда.
Изучение опыта отдельных людей позволяет получить много интересных и полезных сведений о том, как повысить умственную работо продлить творческое долголетие, избежать переутомления. Но в конечном итоге они сводятся к тому, что нервная система — это «верховный главнокомандующий» нашего организма. От состояния и деятельности нервной системы зависит работа всех органов и систем. Глубокое, правильное дыхание на свежем воздухе превосходно тонизирует сердце и центральную нервную систему, улучшает кровообращение восстановлению сил и энергии. Корифей русской клиники внутренних болезней Г.А. Захарьин считал, что в укреплении здоровья свежий воздух по своей действености превосходит все другие средства. Это замечательный и профилактический, и лечебный фактор.