Я стою перед океаном и пытаюсь рассказать о нем. Трудно, неизмеримо трудно невозможно.
А не лучше ли, думаю я, взять каплю из этого океана и показать, как в ней отразилось солнце, «солнце русской поэзии»…
Два раза в году при взгляде на календарь сердце наполняется то радостью, то горечью. В июне, в самом начале лета, когда расцветает природа, сердце радуется – родился Пушкин! В феврале, когда земля заметена снегами, сердце скорбит – Пушкин погиб…
Пушкин!
Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая отзывчивая душа поэта. Восторг и мудрость. Кому из нас это не дорого? Это всегда с нами, во все часы нашей жизни, как бы она ни проходила – напряженно или весело, драматически или даже трагично…
С Пушкиным, в его обществе чувствуешь себя надежно, свободно, уверенно. Он незаменимый собеседник и бескорыстный друг. (Л. Озеров)
Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
Какова тема, основная мысль текста?
Озаглавьте.
Выпишите из третьего абзаца антонимы. Какова их роль в тексте?
Какие слова употребляются в переносном значении?
Объясните значение слов бескорыстный, пытливый, драматически?
Прочитайте и запишите второе предложение третьего абзаца. Охарактеризуйте его предложение с осложнением, СПП, ССП, БСП, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, сложное предложение с разными видами связи)
Определите в тексте художественные средства выразительности.
человек должен быть интеллигентен! а если у него профессия не требует интеллигентности? а если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? а если окружающая среда не позволяет? а если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
нет, нет и нет! интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. она нужна и для окружающих, и для самого человека.
это , важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только , но и умственно. в одной старой книге сказано: «чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. это мудро.
но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.
многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
а между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще
интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и . а тренировка возможна и необходима в любых условиях.
что тренировка сил способствует долголетию – это понятно. гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым. да, именно красивым.
лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. социальный долг человека – быть интеллигентным. это долг и перед самим собой. это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).