«Язык повторяет то, что подсказано сердцем» (так утверждали в академии Платона). Аль-Фараби размышлял: «Но как тяжело, как неимоверно тяжко бывает тогда, когда язык не может вслух выразить то, что просится наружу, чего от него требует сердце?!» Почему так происходит?
Конец весны, пашня, первые всходы, чистая талая вода в реке и влажное небо. Вот мои первые впечатления от картины «Речка Свинка близ Алексина» Василия Поленова.
Картина вобрала в себя все краски майской природы: от подсыхающей на ветру умбры пашни и темно зеленого кадмия дремлющих елей, до прозрачного желто-зеленого молодой листвы и бледно синего кипенного неба. Свойственная Поленову этюдность работ, позволяет передать на холсте впечатление автора от увиденного и поделиться с нами моментом красоты русской природы.
Художник расположился на берегу реки с забавным деревенским названием. Извилистая, неглубокая, с заросшими берегами она бежит с холмов, на которых распаханная земля греется на вешнем солнце. Слева пашня еще совсем свежа, а справа уже покрыта молодыми нежными всходами. Благоухают кусты, их соцветия маленькими облачками парят в распадке меж холмами.
В центре картины купа тонконогих березок под охраной темной старой ели. Словно выбежавшие к реке напиться девчонки, они столпились кучкой и шушукаются с ветром. Под их стволами земля, покрытая резной тенью еще не дала густой травы, лишь кустарник среди белых стволов скрывает темную почву горки.
Ветер гонит по небу пар вспаханной земли, подсыхающих лугов и талой воды. До самого горизонта пенится голубизна, собираясь в кучевые облака и предвещая майский дождь.
Общий колорит картины, теплые, свежие цвета завораживают зрителя простотой и томной красотой природы. На минуты мы погружаемся в краски и запахи майского дня, греемся на солнце и утоляем жажду. Поленов, благодаря преобладанию зеленого цвета и диагональной композиции, сложенной из спускающейся с холмов дороги и русла речушки, вводит зрителя в состояние спокойного созерцания. Умиротворение, красота и упорядоченность. В мире его картин, слегка пасторальных, душа зрителя ощущает гармоничный замысел Вселенной.