Задание 1. Данные ниже существительные во множественном числе
распределите на 2 группы: имеющие категорию рода и не обладающие
такой категорией.
Опилки, туманы, сплетни, часы, дожди, сутки, цветы, села, бури, шахматы,
музеи, семьи, сливки, ясли, попытки, занятия, модели, сани, запахи, моря,
звери, полосы, чувства, числа, брюки, юбки, сапоги, ворота, прятки, стены,
сессии, станции, условия, рыбины, лебеди, сказки, сумерки.
Задание 2. Найдите качественные прилагательные, укажите их
грамматические признаки. К прилагательным, характеризующим и
описывающим человека, подберите синонимы и антонимы:
1) А вот карточка моего отца: голубоглазый блондин, изящный, нежный и
застенчивый красавчик, мамин и папин любимчик. (А. Рыбаков).
2) Пред ним сидел, перебирая по краю стола тонкими ручками, человек
широкоплечий, с туловищем на коротких ногах, с понурою
курчавою головой, с очень умными и очень печальными глазками под
густыми бровями, с крупным правильным ртом, нехорошими зубами и тем
чисто русским носом, которому присвоено название картофеля; человек с
виду неловкий и даже диковатый, но уже, наверное, недюжинный. (И.
Тургенев.);
3) В детстве был он остроумный, талантливый мальчик, то живой, то
задумчивый. (Н. Гоголь);
4) Была она в отца: стройная, хрупкая, изящная блондинка. (А. Рыбаков);
5) В нескольких шагах от «русского» дерева, за маленьким столом перед
кофейней Вебера, сидел красивый мужчина лет под тридцать, среднего роста,
сухощавый и смуглый, с мужественным и приятным лицом. (А. Тургенев);
6) На семнадцатом году своей жизни Клим Самгин был стройным юношей
среднего роста, он передвигался по земле неспешной, солидной походкой,
говорил немного, стараясь выражать свои мысли точно и подчеркивая слова умеренными жестами очень белых рук с длинными
кистями и тонкими пальцами музыканта (М. Горький);
Задание 3. Образуйте от данных прилагательных степени сравнения. В
каких случаях это невозможно? Аргументируйте свой ответ.
Пасмурный, большой, деревянный, твердый, извилистый, длинный, свежий,
морской, толстый, теплый, душевный, заячий, открытый, тонкий, верный,
глубокий, белый, громкий, светлый, смелый, бархатный, гламурный,
порядочный, тяжелый, сухой, веселый, учительский, суворовский, близкий,
весенний, юго-западный, странный, ленивый, гордый, ранний, милый,
плохой, слепой, дорогой, старший, удачливый.
Задание 4. Раскройте скобки, записав числительные словами.
1) В Улан-Баторе, в (500 км) от Богдо-Ула, толчки достигли ( ). 2) У
горы Рапакоши, высотой (7788 м), самый крутой в мире склон. Она
поднимается над долиной на (6000 м), а длина ее склона составляет около (10
м). Нетрудно рассчитать, что угол подъема в этом случае равен (31 градус).
3) Около (300 город и селение) с окружавшими их полями и плантациями
были стерты с лица земли. Более (6000 рыбацкое судно) пошло ко дну.
Погибли (36000 человек), сотни тысяч остались без крова. 4) Гигантский
комодский варан достигает длины в (3,5 м) и веса в (150 кг).
- И что же это Витя так поздно, неужто времени было мало?
- Да нет, Василий Николаевич. Это всё словарь да и виноват. Представляете, два дня искал в библиотеках орто... Орфо... Орфографический!
- Да. Словарь - это хрошо. Всегда пригодится.
- Верно. Я раньше решительно не понимал, зачем нужны эти словари, знаете, бессмыслица. А теперь понял.
- Да что же это, Витя! В отличники податься решил?
- Да что уж там... Но словарь - всё равно хорошо. И написание проверить можно, и значение узнать, синонимы, антонимы всякие.
- Ну хорошо-хорошо, готовься к уроку, Витя, а за задание - пять.
1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;
2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь ('исключения: уж, замуж, невтерпёж) ;
3) в неопределённой форме глагола: брать, браться, брить, бриться, стричь, стричься, беречь, беречься;
4) в формах 2-го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: берёшь, берёшься, видишь, видишься;
5) в повелительном наклонении глаголов: съешь, съешьте, отрежь, отрежьте;
6) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Мягкий знак не пишется:
1) на конце существительных мужского рода после шипящих согласных: меч, нож;
2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;
3) на конце кратких форм прилагательных после шипящих согласных: могуч, дремуч, тощ.