Задание 1.
Определи значения выделенных слов. Выпиши омонимы (а) и многозначные слова (б).
а) ключ1— ключ2,
б) 1. клад — 2. клад,
1. Пойми живой язык природы, и скажешь ты: “Прекрасен мир!” (И. С. Никитин)
2. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. (С. Я. Маршак)
3. Звёзды открывать, тайны узнавать готов любой из нас. (М. Пляцковский)
Задание 2.
3. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Люблю обы...ные слова, как (не) изведанные страны. (Д. Самойлов) 2. Ч...ловеку, у которого нет любим…го труда, (ни) какие с...кровища (не) прин…сут радости. (В. А. Сухомлинский) 3. Наиболее (не) вероятное в чудесах заключа…ся в том, что они случаю…ся. (Г. Честертон) 4. Ещё (ни) один п…шеход (не) задавил автомобиля, но (не) довольны почему-то авт...м...билисты. (И. Ильф)
Задание 3.
4. Прочитай текст, озаглавь его. Определи тип и стиль речи. Составь план текста.
Вилку изобрели позднее ложки. Почему? Догадаться нетрудно. Суп ладошкой не зачерпнёшь, а кусок мяса можно ухватить руками. Рассказывают, будто первыми с этой привычкой расстались богачи. В моду вошли пышные кружевные воротнички. Они мешали наклонять голову. Есть руками стало не вот и появилась вилка. А при чём здесь вилы? Да при том, что, глядя на них, наши предки додумались до вилки. Так что сходство между ними вовсе
неслучайное. И внешнее, и в названии. (ПоМ. Шпагину)
Задание 4.
Расставь недостающие знаки препинания, вставь пропущенные буквы. Напротив каждого предложения напиши схемы однородных членов. Запиши слова Мухтара Шаханова в виде предложения с прямой речью.
1. Со...нце небо звёзды звонкий де...ский смех это ...сё так разделить на ...сех. (Т. Калинина)
2. С...временная техника превращает вымыслы и замыслы
фантазии и гипотезы в реальность. (М. Горький)
3. Наро... нацию составляют три об...зательные части з...мля ...зык культура. (М. Шаханов)
4. Дети должны жить в мир... красоты игры ска...ки музыки рисунка ф...нтазии творчества. (В. А. Сухомлинский)
Задание 5.
Напиши синквейн на тему “Русский язык”.
Задание 6.
Напиши эссе на одну из тем.
1. Книга — величайшее изобретение.
2. Компьютер — величайшее изобретение.
3. Телефон — величайшее изобретение.
Задание 2. Из заключительного отрывка сказки-были подбери слова, показывающие, что собака вновь обрела хозяина и стала ему служить. Составь кластер.
Задание 3. Подумай, чему научил детей случай на Блудовом болоте. ответ запиши цепочкой слов. Например: дружба,
Рассказ Кладовая солнца
Объяснение:
1) Маша пришла с почты грустная, расстроеная письмом брата. 2) Была осень. 3) По небу бродили сероватые тучи.(Г.Успенский) 4) Здание было в два этажа. 5) Он мог ответить только на некоторые вопросы. 6) Был бы ты поосторожнее. 7)Отряд был готов выступить на рассвете. 8) Он готов ответить за свои слова перед товарищами. 9) В два-то последние года на диво Сашенька стала пышна и красива. (Н.Некрасов) 10)Целый день Владимир был в раз,езде. (А.Пушкин) 11) Ключ оказался в кармане. 12) Собакевич показался ему похожим на средней виличины медведя. (Н.Гоголь) 13) Старик Потапов был в корабельным механиком. (К.Паустовский)14) Борис прибежал вторым. 15) Была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали. (А.Пушкин) 16) Мы были с ним пр_ятели. (А.Пушкин) 17) Мы становимся старше и ра_удительнее. 18) Я буду рад встретиться с вами вновь. 19)Я был готов любить весь мир. (Л.Толстой) 20) Совсем скоро будет пробуждаться от сна природа. 21) Мы продолжали наблюдать за медвежатами. 22) И давай она смеяться. 23)Огни были за_ж_ны. (А.Чехов) 24) Половина темно-сине_ неба была густо засе_на звездами. (М.Горький) 25) Тут было несколько девиц. (А.Пушкин) 26) Вдали пок_зался дымок поезда. 27) Лодка пок_залась мне ненадежной. 28) _десь будет город зал_жен назло надменному соседу. (А.Пушкин)29) Я хочу стать хорошим спец_алистом. 30) Он опять вышел из себя, вспомнив о своем промахе. 31) Попал впросак – выходи достойно из пол_жения.
напротив дома, впереди отряда, возле реки, вокруг сада, вдоль дороги,вблизи берега, согласно указанию, ввиду ненастья, насчёт работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжении ночи, благодаря дождю, несмотря на болезнь...
С любыми словосочетаниями составьте несколько предложений, наример, о походе, который вынуждены были прервать вследствие ненастья (утром собрались напротив школы, впереди отряда шел проводник, отдохнули возле реки вокруг поля, вдоль опушки леса, направление держали согласно показаниям компаса, погода была прекрасная в течение суток, Саша пошёл с нами, несмотря на болезнь, но пришлось вернуться раньше вследствие ненастья - внезапно налетел ветер и начался сильный ливень)