Задание 1. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них? а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.
Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.
б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.
Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.
1) Доклад о Северном фронте. Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.
2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.
Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.
Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.
3) Издание брошюры т. Ленина. Тов. Дзержинский сообщает о том, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой. Решено отдельной брошюры не издавать.
в) Из книги Д.Э. Розенталя «Как лучше сказать?».
Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными. Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.
г) Из магнитофонных записей разговора.
– Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?
– Угу.
– А ещё рыбачить люблю. Я часто ходил на озеро. На старицу.
– Куда?
– Это река вот раньше протекала. А потом нашла свое место.
– То есть это новое русло и есть старица?
– Нет, старое. Там рыбы много было. Щук навалом.
д) Из рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание».
В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...
1. Сквозь шум волн на берег долетели (=) не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики.
Схема: [ = не то О, не то О].
О - однородные подлежащие [вздохи, крики].
2. Ничто (ОС) не шевелилось (=): ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
Схема: [ ОС = : ни О, ни О].
ОС - обобщающее слово
О - однородные подлежащие [травинка, лист].
3. Всё (ОС) кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой - выглядело (=) несказанно радостным и привлекательным.
Схема: [ ОС: О, О, О - = ].
ОС - обобщающее слово
О - однородные подлежащие [трава, листва, солнце].
4. Нулевым результатом матча остались недовольны (=) как игроки, так и болельщики.
Схема: [ = как О, так и О].
О - однородные подлежащие [игроки, болельщики].
Любовь матери - это сильное и самое искреннее чувство в мире, демонстрирующее сердечную привязанность. Мама - это близкий человек, который самоотверженно любит свое дитя. Для мамы главное в жизни - это благополучие ребенка. И она делает все для того, чтобы у него все было хорошо.
Любовь матери основывается на поступках. С раннего детства ребенка матери недосыпают ночей, стараются во имя своего потомка. Они всегда рядом, если ребенок болеет. И если все отвернутся от человека, то только мама всегда останется рядом, поймет и поддержит. Любовь матери - это сердечная привязанность к своему ребенку.