Задание. 1. Определите стиль и жанр данного текста. Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи.
2. Какие слова в тексте вам представляются устаревшими? Выпишите и объясните их значение.
3. С словаря определите значение непонятных вам слов.
«...Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, — сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, — боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает? — отвечала Лиза, — вольному воля, а дорога мирская». — «Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василья - кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно,— отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, — сказала она,— не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин».— «Почему же ты так думаешь?» — «Да по всему». — «Однако же?» — «Да как же барина с слугой не распознать? и одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею.
Объяснение:
Обещать- обещанный, увешать - увешанный, засеять - засеянный , овеять-овеянный , замещать-замещенный , приехать-приехавший , заместить-замещенный , заклеить- заклеенный , наградить-награжденный , победить-побежденный , возвратить-возвращенный , расколоть-расколотый (расколовшийся) , бросить-брошенный , вырастить-выращенный , взвесить-взвешенный , углубить-углубленный , исправить-исправленный , привлечь-привлеченный , преобразить-преображенный , спрессовать -спрессованный, привести-приведенный , обидеть-обиженный , разбить- разбитый (разбившийся) , перевести-переведенный .
Давно обещанный подарок был большим, красивым и ярким.
Брошенный щенок повизгивал, скулил и жался к ногам.
Спиши предложения, расставь пропущенные знаки препинания, графически обозначь деепричастные обороты(образец на странице 79, правило № 7) Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов. И он свободно вздохнув оглянулся кругом. Дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Разрезав город река течёт к юго-западу. Море играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.