Задание 1. ответьте на вопросы Модель: Где вы учитесь? Я учусь на подготовительном факультете.
Когда вы приехали? Я приехал в декабре.
Где вы учитесь? (инженерный факультет) 2. Где вы будете учиться? (медицинский факультет, аграрный факультет). 3. Когда вы приехали? (январь, февраль, март) 4. Когда он приехал? (август, сентябрь, октябрь) 5. Когда она приехала? (ноябрь, апрель, май) 6. Когда они приехали? (июнь, июль).
Задание 2. Сопоставьте предложения со схемами внизу. К каждому предложению подберите схему и запишите.
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».
Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»
«Я в театр не пойду», - неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?5.
«Куда же вы?» - ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому.
Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» - и заплакал вдруг.
«Славная у тебя лошадь!» - говорил Азамат.
«Скажи , Ерофей, - заговорил я, - что за человек этот Касьян?»
«Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!»
На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог мне дать удовлетворительного ответа
СХЕМЫ:
А) А: «П!»
Б) А: «П».
Г) «П!» - а.
В) А: «П?»
Д) «П», - а.
Е) А: «П…» - а.
Ж) «П?» - а
З) «П? – а. – П!»
И) А: «П?» - а.
К) «П, - а, - п?»
Задание 4. Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными.
1) Друзья часто спрашивают о том, ... .
2) В этой повести говорилось о том, ... .
3) Я посмотрел в бинокль и увидел, ... .
4) Он так ничего и не понял, ... .
5) Наконец мы увидели дом, ... .
Задание 5. Выпишите из данных примеров сложноподчинённые предложения и укажите вид СПП.
1.Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их. 2. Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. 3. Никому не было известно, когда он вернется. 4.Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.5. Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 7. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. 8. Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. 9. В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку. 10. И в мире нет таких вершин, что взять нельзя.
Задание 6. Составьте 8 сложноподчиненных предложений (СПП) с союзами потому что, который, если, где, когда.
(на каждый союз по 2 предложения).
наиболее уязвимое место кого-чего-н
что-либо величественное с виду, но по существу слабое
наказать, побить; победить
размышлять
отказываться от выполнения дела
замолчать
слишком эмоционально злиться из-за пустяка
постоянно попадаться на глаза кому-либо
отвлекаться от выполнения дела
заниматься чем-либо явно бессмысленным, бесполезным
наделать глупостей
лихо победить
струсить
заискивать
голодать
оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении
Быть удачливым, счастливым во всем
оценивать всех одинаково
запомнить
пустое времяпрепровождение