Задание 1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните лингвостилистический анализ текста.
Немецкая речь была единственным предметом во время которого мысль
Баха обретала былую свежесть и бодрость. Нач…нали урок с ус…ных
упражнений. Ученикам предл…галось рассказать что (либо) Бах слушал и
переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы
литературного немецкого. Двигались (не) спеша предл…жение за
предл…жением слово за словом бу…то шли куда (то) по глубокому снегу –
след (в)след. Копат(?)ся с азбукой и чистописанием Якоб Иванович (не)любил
и разделавшись с разговорами торопливо стремил урок к поэтической части
стихи лились на юные лохматые головы щедро как вода из лоханки в ба(н,нн)ый
день.
Любовью к поэзии Баха обожгло еще в ю(н,нн)ости. Тогда казалось он
питает(?)ся не картофельным супом и кваше(н,нн)ой капустой а одними лишь
и гимнами. Казалось ими же сможет накормить и всех вокруг потому
и стал учителем. До сих пор декламируя на уроке любимые строфы Бах все еще
чу(?)ствовал прохладное тр…петание восторга в груди. Дети страсти педагога
не ра…деляли лица их обычно шаловливые или сосредоточе(н,нн)ые с
первыми же звуками стих…творных строк пр…обретали покорное
сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс
лу(?)чше снотворного чтение стихов можно было использовать для
успокоения ра…шалившейся аудитории (в)место привычных криков и ударов
линейкой…
Схема лингвостилистического анализа текста.
1. Определите микротему;
2. Выделите ключевые слова и словосочетания;
3. Укажите строение текста (зачин, срединная часть, концовка);
4. Определите виды связи предложений в тексте;
5. Укажите языковые средства выразительности;
6. Назовите стиль языка и тип речи;
7. Сформулируйте идею текста (основная мысль)?
1.В корне: на жЁрд|очке, шОрох (искл.) чЁрн|ым, крыжовник (искл.)
Объяснение: в корне после шипящих пишется Ё, кроме слов-исключений (О).
2.В суффиксе существительных или прилагательных:
снеж|Ок, галч|Онок, зайч|Онок, суч|Ок,
еж|Ов|ый, крюч|Ок,
ораж|Ек, беж|Ев|ый, шапч|Онка, ситц|Ев|ый, кукуш|Онок,холщ|Ов|ый, груш|Ев|ый, песц|Ов|ый, лягуш|Онок,
медвеж|Онок,
дорож|Еньк|а, дубоч|Ек
Под ударением О, в безударном положении Е
Суффиксы отделены
3.В окончании существительных или прилагательных: с меч[Ом], мяч[Ом], свеч[Ой], товарищ[Ем], рощ[Ей], в горяч[Ем], лапш[Ой]
Под ударением О, в безударном положении Е
[ ] - окончание
4.В окончании глагола:
береж[ёт], стереж[Ёт], стриж[Ёт], рассеч[Ёт], испеч[Ёт], пересеч[Ёт],
В окончаниях глаголов после шипящих пишется только Ё.
5.В суффиксе причастий:
освещ|Ённ|ый, освежЁнный, решЁнный, закопчЁнный
В суффиксах причастий после шипящих пишется только Ё (под ударением) или Е (в безударном положении).
1) Учитель намерен сообщить нам расписание на завтра. (Настоящее время, единственное число, 1-е лицо) Сказуемое: намерен сообщить
2) Студенты должны писать доклад. (Настоящее время, мн. число) Сказуемое: должны писать
3) Отец хотел приехать ко мне в гости время, ед.ч., 1-е лицо) Сказуемое: хотел приехать
4) Мы с другом можем пойти в горы. (Наст.вр, мн.ч.) Сказуемое: можем пойти
5) Дежурный обязан готовить отчёт. (Настоящее время, ед.ч., 1-е лицо) Сказуемое: обязан готовить
6) Сона (может, Соня?) начала делать уроки.(настоящее время, ед.ч., 1-е лицо) Сказуемое: начала делать