Задание 1.Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.
1. Наконец-то нашел я прекрасный цветок. Это–сердце твое. (С.Рустам) 2. Зло – есть неволя, а добро – свобода. (С.Липкин) 3. Здесь, в северном крае, ненастье частый гость. (Г.Федосеев) 4. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – благое начало, соловьиная проза, пророческий стих. (Б.Чичибабин) 5. Что и говорить, девушка – чудо, но ведь и парень-то не промах! (А.Нурпеисов) 6. Ум без книги, что птица без крыльев. (Пословица) 7. «Б» – буква, бьющая барабанным боем. (В.Кубанев) 8. Снег, ручьи и незабудки – вот три возраста весны. (И.Лысцов) 9. Развлечение это – пустая трата времени. 10. Незамутненные глаза – что роднички на зорьке. (А.Марков)
Задание 2. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.
1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть. 2. Человека считают царем природы не случайно. 3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью. 4. Степа был квадратный и неторопливый парень. 5. И в мире старцу утешеньем бывает природа, мудрость и покой. 6. Шум ветра, рокот мотора стали привычными звуками для туристов. 7. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями. 8. Маленькая собачка до старости щенок. 9. Хозяин в поле трактор. 10. Сказка песенке сестра.
Задание 3. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым не нужно было ставить тире.
1. Капля – это вовсе не капля, а прозвище восьмидесятилетнего старика. (М.Алексеев) 2. Привыкнуть к морозам, к ветрам, к долгой полярной ночи – это уже немало. (В.Песков)
3. Рана, перелом, ожог, ушиб – это всегда больно. (С.Долецкий) 4. Любому хорошему делу задумка – начало. (Э.Зорин) 5. Надежда – свет дневной во тьме ночной, опора сильных и бессильных сила. (К.Кулиев)
4. Любому хорошему делу задумка – начало. (Э.Зорин) 5. Надежда – свет дневной во тьме ночной, опора сильных и бессильных сила. (К.Кулиев)
5. Надежда – свет дневной во тьме ночной, опора сильных и бессильных сила. (К.Кулиев
1) первый, тысяча, множество, двое;
2) обеим, втроем, четыре пятых, один;
3) полутора, двести тридцать, оба, сто;
4) сотня, четверых, двести седьмой, полтораста.
2. Поставьте числительное в указанный падеж:
749 – Д.п.- семистам сорока девяти; 8593 – Т.п. восьмью тысячами пятьюстами девяноста тремя; 264 – П.п. о двухстах шестидесяти четырёх.
3. Согласуйте числительное с существительным:
1) Отзыв сопровождался пятьюдесятью тремя замечаниями.
2) Мы получили письма от двух тысяч восьмисот сорока слушателей.
3) К трёмстам пятидесяти шести рисункам были придуманы забавные подписи.
4) Инспектор с тревогой говорил о семистах шестидесяти трёх дорожно-транспортных происшествиях.
5) Самолет поднялся в небо с двумястами семьюдесятью тремя пассажирами.
4. Выберите из предложенной пары правильный вариант, запишите его:
Разговаривать с обеими ученицами; в обоих вариантах; обратиться к обоим работникам; пригласить двух подруг; разобраться с обоими, нарушениями; держать обеими руками; дружить с двумя девочками; ошибки в обеих контрольных; искать справку в обеих стопках бумаг.
5. Найдите пример с грамматической ошибкой:
1) к шестистам пятидесяти двум страницам;
2) к сорока пяти годам; - исправленный вариант.
3) без двух пятых частей;
4) о девяноста трех случаях.
6. Найдите пример с грамматической ошибкой:
1) о полутора нормах; - исправленный вариант.
2) альбом со ста четырьмя памятниками;
3) прибавить к тысяче двумстам восьмидесяти девяти;
4) расплатиться с семьюстами восьмьюдесятью рабочими.
7. Найдите пример без грамматической ошибки:
1) в двух тысячи седьмом году; (правильно:две тысячи седьмом году);
2) держаться обеими руками;
3) ребенок заговорил к полуторам годам; (правильно:к полутора годам);
4) с двумястами шестидесяти пятью бюллетенями (правильно: шестьюдесятью)
8. Выпишите все числительные, укажите их разряд:
Надо сказать, что квартира эта – № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была Беломут, и другому – с утраченной фамилией.
И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (М. Булгаков.)
Числительные: пятьдесят, два , три, пяти, два - количественные. Одному и другому выступают в роли местоимений. Пятидесятилетняя - имя прилагательное.
9. Выберите нужное числительное, спишите последний абзац, указывая синтаксическую роль числительных:
Все окна… были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка. Из любопытства Маргарита заглянула в одно из них. Увидела кухню. Два примуса ревели на плите, возле них стояли две женщины с ложками в руках и переругивались….
– Обе вы хороши, – звучно сказала Маргарита, переваливаясь через подоконник в кухню. Оба ссорящиеся повернулись на голос и замерли с грязными ложками в руках. Маргарита осторожно протянула руку между ними, повернула краны в обоих примусах и потушила их. Женщины охнули и открыли рты. (М. Булгаков.)
Запомни: оба - мужской и средний род, обе - женский.
Тяжелая бандероль, красивая вуаль,хороший рояль,вкусная кольраби,качественная салями,широкая авеню,богатый рантье,военный атташе, белокурая фрейлен,простадушный инженю, усталый кули,великий Гете,старая леди, вкусный кофе,жипописный Капри,пресноводная Онтарио,бурная Алазани,полноводная Конго,красивый Батуми,трудный суахили,строгая миссис,розовый флвминго,черная вуаль,шерстяное кашне,великолепный контральто,огромной шимпанзе,крошечная калибри.
А род сам проставь он муж., она жен., оно сред. Какая бандероль? тяжелая жен.