Зaдaние 1. Прочитaйте предложения. Сформулируйте вопрос к смысловому центру кaждого предложения. Определите смысло-речевую ситуацию, постройте модель каждого предложения.
1. Целью языкознaния является изучение и всестороннее описaние языкa. 2. Приклaдное языкознaние– это применение лингвистических знaний к прaктической деятельности. 3. Срaвнительное языкознaние подрaзделяется нa срaвнительно-историческое (изучaет родственные языки, возникшие из общего источникa) и сопостaвительное (контрaстивное) (изучaет неродственные языки). 4. Вaжным признaком фрaзеологизмов является метaфоричность, обрaзность. 5. Все словa, входящие в чaсть речи «имя существительное», облaдaют знaчением предметности.
Задание 2. Прочитайте. Определите тему и микротемы текста. Какие мысли раскрываются в каждом абзаце этого текста? Определите коммуникативную задачу текста.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись, поэтому мы и говорим, что язык – есть величайшее изобретение человечества. И, несмотря на то, что языки мира различны, что каждый язык входит в определенную группу, которая носит свои индивидуальные черты, - несмотря на все это, - язык был, есть и останется самым ценным и самым крупным наследием каждого человека. (С.Я.Маршак)
Задание 3. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы: 1) О чем идет речь в тексте? 2) О чем говорится в первом абзаце? 3) О чем идет речь во втором абзаце? 4) Что вы узнали о планктонах? Определите коммуникативную задачу текста. Определите, сколько микротем в тексте. Напишите прописью числительные, имеющиеся в тексте, просклоняйте их по падежам.
КРОХОТНЫЕ МОРСКИЕ СУЩЕСТВА.
Океаны буквально кишат планктоном – крохотными растениями и животными, обитающими в морской воде. Большинство организмов, составляющих планктон, невозможно увидеть без микроскопа. Каждый вид организма в планктоне имеет свою особую форму, нередко напоминающую простые геометрические фигуры. Личинки множества морских рыб, крабов, моллюсков, морских звезд начинают свою жизнь в качестве такого планктона. Они плавают в поверхностном слое воды, где питаются друг другом и обильным растительным планктоном. Океанические течения переносят личинок в новые районы, еще не осовенные их родителями.
Микроскопические морские растения – фитопланктон – известны под названием морской травы, так как они представляют собой богатые пастбища, питающие животный планктон. Ежегодно на поверхности океанов образуется свыше 200 млрд тонн нового фитопланктона.
Криль предствляет собой крупный животный планктон, напоминающий маленьких креветок. Многие киты питаются исключительно крилем, отцеживая его из воды. Например, самый крупный из китов, синий кит, ежедневно поедает свыше 4 тонн крохотных креветок.
Планктон есть и в чистой пресной воде. Стоит взглянуть на каплю воды под микроскопом, и мы увидим крохотные организмы, буквально кишащие в ней.
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
2)Год как сон пустой,
Царь женился на другой.
3)Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
4) И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
5)Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
6)Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
7)Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Уже одетый и обутый, я вышел из дома и отправился на автобусную остановку. Автобус долго не приезжал. Его нет уже как 20 минут. У меня паника! Я в школу опаздываю! "Что же делать?" - подумал я. В процессе размышлений приехал долгожданный автобус и я сел в него. Позже оказалось, что в центре города случилось ДТП. "Похоже, не у меня только сегодня плохой день" - с радостью подумал я.
Автобус был переполнен пассажирами! Я протиснулся сквозь людей, опаздывающих на свои работы и передал кондуктору карточку. И на ней не оказалось денег! "Что же делать? Как быть?!" Я порылся в портфеле и, к счастью, нашёл старую, потрёпанную, пятидесяти-рублевую купюрю и протянул её кондуктору.
Войдя в школу, я быстро-быстро начал раздеваться и переобуваться и побежал в класс.
Я зашёл в кабинет, извинился, и поплёлся на своё место. Моя учительница, Мария Ивановна, была рассержена. Она ещё заставила меня остаться после уроков и прорешать самостоятельную, которую выполнял мой класс, в то время как я ждал автобуса на остановке...
"Скорей бы этот неудачный день закончился,"- надеялся я. - "Думаю, завтра будет день получше..."