Задание 1. Прочитайте текст
1.Арктика – царство вечных ледников и снегов, край незаходящего солнца летом и
затяжной ночи зимой. Из природных зон эта часть самая северная. Которая
характеризуется арктическим климатом. Учёные установили, что почти 9 месяцев в году
лежит в этой зоне снежный покров.
2.Лето здесь весьма короткое и очень холодное. Даже в самом тёплом месяце, августе,
температура не превышает +4С. Поступление солнечной энергии слишком малое в этой
зоне. Поэтому растительность весьма скудная. Лишайники, мох встречаются только летом
и только на изолированных участках. Лето в Арктике длится несколько месяцев. Это один
день: круглые сутки светло, но не тепло. Освещение очень малое, почва не успевает
оттаивать, небо затянуто серыми дождливыми облаками, постоянно идёт дождь со
снегом, из-за сильного испарения образуются туманы.
3.Зима длится долго, температура очень низкая, до -60С, солнце не показывается,
наступают полярные ночи, возникают удивительной красоты полярные сияния. Зима- это
долгая полярная ночь. Дуют сильные ураганные ветры, бушует пурга.
4.Сильные ураганные ветры, частые густые туманы, большая облачность, долгое
отсутствие солнца и тепла делают эту территорию крайне неблагоприятной для жизни
людей.
Задание 2. ответьте на вопросы
1. Укажите абзац, объясняющий, почему Арктика не пригодна для жизни людей
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
2. Определите верный состав слова ураганные
А) приставка – корень – суффикс – окончание
Б) корень – суффикс –окончание
В) приставка – корень – окончание
Г) корень – суффикс – суффикс – окончание
3. Определите тип текста
А) описание
Б) повествование
В) рассуждение
4. От данных в тексте слов образуйте наречия
Снежный –
Солнечный –
Неблагоприятный –
Изолированный –
5. Выпишите из текста выделенные наречия (светло, тепло, долго), образуйте
сравнительную степень
Простая форма Составная форма
Задание 3. Письмо. Напишите сочинение – рассуждение «На Северном полюсе»,
пользуйтесь информацией из данного текста.
Представьте, что вы очутились на Северном полюсе.
Что вы видите вокруг?
Опишите свои ощущения: кожа, глаза, руки, ноги.
Какие чувства вы испытываете?
Соблюдайте объём 80-100 слов. Используйте в сочинении наречия (не менее 5)
Грамматические основы + схемы предложений
1) Солнце с каждым днем раньше всходило═ по утрам и все позже скрывалось═ по вечерам.
[ ─ О и О ].
* О и О – однородные сказуемые, внутри О указать подчеркивание ═
2). В стужу белка кормится═ осенними припасами: орехами, желудями, грибами, шишками.
[ ─ ═ ʘ: О, О, О].
* ʘ: О, О, О – однородные дополнения после обобщающего слова, внутри О указать подчеркивание _ _
3). Дождь бил═ по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам, по водосточной трубе.
[ ─ ═ О, О, О, О].
* О, О, О, О – однородные дополнения, внутри О указать подчеркивание _ _
__
**Для уровня 5-6 класса достаточно указать схему фрагмента предложения с однородными членами (даны с пометкой *).
Грамматические основы выделены:
подлежащие подчеркнуты, остальные – сказуемые ═
Край-4 буквы, 4 звука
стал-4 буквы, 4 звука
сталь-5 букв, 4 звука ( у мягкого знака нет звука )
краями-6 букв, 7 звуков ( у 'я' в этом слове два звука 'й' и 'а')
семья-5 букв, 5 звуков ( у мягкого знака нет звука, у 'я' два звука 'й' и 'а')[с'им'й'а]
семя-4 буквы, 4 звука ( у 'я' в этом слове только один звук)
сильный- 7 букв, 6 звуков
смелые-6 букв, 7 звуков( у 'е' в это слове два звука 'й' и 'э' [см’элый’э])
пенка-5 букв, 5 звуков
пенька-6 букв, 5 звуков
бьются-6 букв, 5 звуков (Сочетание букв –тс– обозначается длинным звуком ц
гласная ю находится после разделительного знака 'ь' и обозначает сразу 2 звука — й’у).
приехать-8 букв,8 звуков ( у 'ь' не обозначает звук, у буквы 'е' два звука 'й' и 'э')
мой-3 буквы, 3 звука
моя-3 буквы, 4 звука (буква 'я' означает два звука 'й 'и 'а')
касса-5 букв, 4 звука ( [кас:а], если в слове удвоенная буква, то вторая буква не образует звука, а в транскрипции это обозначается знаком :)
бюро-4 буквы, 4 звука ([б’уро])