Задание№1. Прочитайте текст Абылай хан Трудно найти человека более известного за пределами и в самом Казахстане, чем Абылай-хана – известного политического деятеля, военачальника и искусного дипломата. Судьба его служит ярким подтверждением того, что именно сильная, яркая личность творит историю своего народа. Сложно сказать, что только не пережил за свою долгую жизнь Абылай – и предательство, и плен, и войны. Абылай- хан жил в непростой период – восемнадцатый век для Казахстана был сложным временем. Приходилось лавировать между двумя могущественными империями – китайским «Драконом» и российским «Львом». Матерью Абылая (Абилмансура, так назвали его при рождении), рожденного 23 мая 1711 года , по некоторым данным, была рабыня-туркменка, по отцу же он происходил из рода чингизидов – потомков старшего сына Чингисхана Джучи-хана. Джунгары, во время очередного нашествия, возглавляемого Цэван Рабданом, убили отца – Коркем Уали-султана. Мальчику тоже довелось побывать в плену – он был заложником у джунгар, но его обменяли на другого знатного пленника. Судьбу его предопределила встреча с известнейшим казахским военачальником, не проигравшим ни одной битвы, непобедимым Канжыгалы Богенбай-батыр. Он разглядел в юноше незаурядную личность и согласился взять его сначала в разведчики, а потом участвовать в боях с джунгарами В первом же крупном бою, в 1733 году, Абилмансур снискал себе славу. По сложившейся традиции, противоборствующие стороны выставляли воинов для одиночного поединка. От казахского войска встал Абилмансур, от джунгарского – богатырь Шрыш. В жестокой борьбе Абилмансур убил противника. Это несказанно воодушевило казахов, которые бросились навстречу врагу и выиграли битву. В этой битве Абилмасур и получил свое второе имя Абылай, под которым и стал известен впоследствии. После битвы он был приглашен в шатер к Абулмамбет-хану, который спросил, почему в битве он кричал «Абылай!». Абилмасур рассказал, что так он призывал дух своего деда, воинственного хана Абылая, который славился своими воинскими подвигами. Абылай-хан был истинным сыном своей эпохи. Он сумел не только укрепить государство, собрать разрозненные земли, но и объединить гражданское общество – от знати до простого люда, поднять национальное самосознание. И именно это оказалось исторически очень важным. Задание №2. Найдите и озаглавьте в тексте номера структурных частей: 1 – вступление 2 – основная часть 3 – заключение Задание №3. Выпишите в каждой части ключевое предложение.
2. Кто знания щитом себя вооружил, тот в шуме бытия не знает треволнения.
3. Эшелон – под уклон, паровоз – под откос.
4. Реку в половодье не переходят.
5. На острую косу много сенокосу.
6. У хорошего землепашца плохой земли не бывает
7. Навозу не запахивать в новолуние, а в последнюю четверть.
8. Речь льется, как водопад (японская).
9. Рот открыл — драгоценность рассыпал (азербайджанская).
10. Среди множества людей мудрец найдётся, в недрах большой горы драгоценности найдутся (бурятская).
11. Не каждое новоселье весельем кончается