Задание 1. Прочитайте текст. Сформулируйте в одном предложении основную мысль текста. ЯЗЫК – СОКРОВИЩНИЦА КУЛЬТУР
Язык возникает на определѐнной стадии человечества, а затем сам становится важным фактором, влияющим на развитие общества. Язык воплощает в себе историю, культуру народа. Выступая в качестве сокровищницы культуры, он познанию мира, хранению и передаче информации от поколения к поколению, Национально-культурный компонент присущ единицам всех уровней языка, но в одинаковой степени он проявляется в лексике, фразеологии, тексте. Национально-культурный компонент значения языковых единиц - важнейший аспект изучения русского языка как родного и как языка межнационального общения. Этот подход к изучению языка связан с понятиями «языковая картина мира» и «языковая личность». Картина мира (знание человека о мире) – это фундаментальное понятие. Формирование картины мира у человека невозможно без языка, так как язык - носитель социальной памяти народа, всей суммы его знаний. Языковая картина мира — это особенности культуры данного народа, его психологическое своеобразие, отразившиеся в языке. Что увидел народ в предмете, как он его назвал, каким символическим значением наделил? Примером может служить название одного и того же весеннего цветка: подснежник (в русском) символизирует место роста – под снегом; снежный колокольчик (в немецком) содержит в себе признак по форме; снежная стрела (во французском) указывает на быстроту роста. В языковой картине мира выделяются: индивидуальное (опыт человека, его знания о мире), социальное (общие знания, опыт какого-то сообщества, коллектива людей, например, специалистов, учащихся), национальное (фонд культуры) и общечеловеческое (накопленные человечеством знания и ценности).
1) Орфографическая запись слова: кроссовки
2) Ударение в слове: кросс`овки
3) Деление слова на слоги (перенос слова): крос-сов-ки
4) Фонетическая транскрипция слова кроссовки : [грас`офк'и]
5) Характеристика всех звуков:
к [г] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
с []
о [`о] - гласный, ударный
в [ф] - согласный, твердый, глухой, парный
к [к'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и [и] - гласный, безударный
Прямая речь – это воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, СОПРОВОЖДАЕМОЕ АВТОРСКИМИ СЛОВАМИ.
1. Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? "
2. "Добро" - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим, да лазить на голубятни".
3. "Здесь, ваше благородие", - отвечал мне голос сверху.
4. "Помилуй, батюшка Петр Андреич! - сказал Савельич. - Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке".
5. "Бога ты не боишься, разбойник! " - отвечал ему Савельич сердитым голосом.
6. «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье! »
7. «Давно бы так, — сказал он мне с довольным видом, — худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров» .
8. «Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника? »
9. «Батюшки мои! — кричала бедная старушка. — Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу» .
10. «Смейся, сударь, — отвечал Савельич, — смейся; а как придется нам сызнова заводиться всем хозяйством, так посмотрим, смешно ли будет».Источник: А. С Пушкин "Капитанская дочка"