Задание 1. Прочитайте текст. Выделите и запишите предложение, в котором содержится его основная мысль. ( ) Моя родная страна! Какое будущее у тебя, мой Казахстан! Не знаю, но уже сейчас я горжусь тобой, мой Казахстан!
Моя страна мирная, свободная, богатая, многонациональная. Разве можно не любить такую страну? Казахстан – это широкие степи, сильные ветры, бескрайние, нагретые солнцем пустыни. В недрах добывают драгоценные для нас металлы, на поверхности выращивают хлеб. Недра казахских земель содержат почти всю таблицу Менделеева, которая служит на пользу людям. Но я надеюсь, что будущее нашей страны будет зависеть не только от успешной добычи этих богатств. Самая главная ценность моей страны – это мы, твой свободный и независимый народ. Мы живем в дружбе и согласии, а также с уверенностью смотрим в будущее. И верим, что будущее нашей страны прекрасно!
Задание 2. Прочитайте тексты и выполните задание.
ТЕКСТ 1
Эксперты Всемирной метеорологической организации не связывают погодные явления напрямую с изменением климата. Тем не менее, они указывают на «стойкую тенденцию», отмечая периоды продолжительной жары и обильных осадков.
В Таиланде во вторник успешно завершилась операция по вызволению из пещеры детей из местной школьной команды и их тренера. Синоптики предсказывали грозовые дожди, которые могли бы серьезно осложнить задачу , но их прогнозы не оправдались.
В других частях света, между тем, наблюдается экстремальная погода. В Японии наводнения и оползни уже унесли жизни 150 человек. Число жертв продолжает расти.
Особенно пострадали центральные и западные районы Японии.
Тем временем другие регионы этой страны находятся во власти тайфуна Мария. Его разрушительное воздействие ощутили и в Тайване. На пике своей силы тайфун перерос в ураган пятой категории, но, даже ослабев до третьей категории, он все еще представляет опасность - скорость ветра местами достигает 250 километров в час.
Источник: http://kzvesti.kz/news/29361-po-vsemu-miru-nablyudaetsya-ekstremalnaya-pogoda.html
ТЕКСТ 2
Все, разумеется, помнят жестокую бурю, разразившуюся в этом году во время равноденствия. Барометр упал до 710 миллиметров. Страшный норд-ост дул, не утихая, с 18 по 26 марта. Он произвел невиданные опустошения в Америке, Европе и Азии, на территории в тысячу восемьсот миль - между тридцать пятой параллелью северной широты до сороковой южной параллели. Разрушенные города, вырванные с корнем леса, берега, опустошенные нахлынувшими горами воды, сотни кораблей, выброшенных на берег, целые области, разоренные смерчем, все сметавшим на своем пути, тысячи людей, раздавленных на суше или поглощенных водой, - вот последствия этого неистовствовавшего урагана. Он произвел больше опустошений, чем бури, уничтожившие Гавану и Гваделупу 25 октября 1810 года и 26 июля 1825 года.
В то самое время, когда на суше и на воде происходило столько ужасных бедствий, в воздухе разыгрывалась не менее страшная драма.
Источник: Жюль Верн, роман «Таинственный остров» (1874г)
Сравните тексты с точки зрения стиля, типа, цели и целевой аудитории. Установите соответствия: соотнесите критерии сравнения с номером соответствующего признака и впишите этот номер в таблицу. ( )
Критерии сравнения:
№ признака
Признаки:
Стиль текста 1
1 – повествование
Стиль текста 2
2 – проинформировать и предостеречь
Тип текста 1
3 – написан для взрослых
Тип текста 2
4 – художественный стиль
Цель текста 1
5 – написан для детей и взрослых
Цель текста 2
6 – описание
Целевая аудитория текста 1
7 – публицистический стиль
Целевая аудитория текста 2
8 – создать в воображении читателя картину природы
настеННый, невежествеННый
переосмыслеННый,несдержаННый
гружеННые (товаром) машины, наполнеННый
ПРОПОВЕДоВАТЬ
упрОчение. плОмбированный,
зреЮЩий плод, играЮЩий малыш
одеться по-летнему, юго-запад
темно-бордовый, выпукло-вогнутый
поступить по-твоему, говорить по-испански
пильщик, сварщик
Он вынул из кармана зеленый лампадный стаканчик, вытер его тряпочкой, зачерпнул им из ведра и выпил, потом еще раз зачерпнул, завернул стаканчик в тряпочку и положил его обратно в карман. (2,3,6,7)
Старуха вздохнула, замолчала, её голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.
Он не кричал, а только всё барахтался, стараясь сбросить меня с своей спины.
опустив, возвратившись
Чтобы заглушить песню, он, напевая и стараясь стучать ногами, побежал к осоке. Иван Ильич тоже присутствовал на конференции.
увлечЁт, стажЁр
тренажЁр, стережЁт
повязЫвать, разрисовЫвать
Проглотить пилюлю - терпеливо снести обиду
вскОчить, вырОвнять
плОвчиха, срАщение
Бумажка: бумаж-корень, к-суфф, а-окончание, бумажк-основа.
В пирожке: в-предлог, пирож-корень, к-суфф, е-окончание, пирожк-основа.
Сапожки: сапож-корень, к-суфф, и-окончание, сапожк-основа.
Дорожка: дорож-корень, к-суфф, а-окончание, дорожк-основа.
Березки: берез-корень, к-суфф, и-окончание, березк-основа.
Травка: трав-корень, к-суфф, а-оконч, травк-основа.
Грядка: гряд-корень, к-суфф, а-оконч, грядк-основа.
Книжки: книж-корень, к-суфф, и-окончание, книжк-основа.
Тетрадка: тетрад-корень, к-суфф, а-оконч, тетрадк-основа.
Лопатка: лопат-корень, к-суфф, а-оконч, лопатк-основа.
Лошадка: лошад-корень, к-суфф, а-окончание, лошадк-основа.
если отметь, как лучший ответ) спс)