Задание 1. Прочитайте тексты. Сделайте сопоставительный анализ (в чём сходство и различие этих автобиографий?). Михаил ЗОЩЕНКО
О СЕБЕ
Отец мой художник, мать – актриса. Это я к тому говорю, что в Полтаве есть еще Зощенки. Например: Егор Зощенко – дамский портной. В Мелитополе – акушер и гинеколог Зощенко. Так заявляю: тем я вовсе даже не родственник, не знаком с ними и знакомиться не желаю...
Я не мистик. Старух не люблю. Кровного родства не признаю. И Россию люблю мужицкую.
И в этом мне с большевиками по пути.
Мне 27 лет. Впрочем, Оленька Зив думает, что мне меньше. Но все-таки это так.
В 13-м году я поступил в университет. В 14-м – поехал на Кавказ.
А вот сухонькая таблица моих событий:
арестован – 6 раз,
к смерти приговорен – 1 раз,
ранен – 3 раза,
самоубийством кончал – 2 раза,
били меня – 3 раза.
Все это происходило не из авантюризма, а «просто так» – не везло.
Нынче же я заработал себе порок сердца и потому-то, наверное, и стал писателем. Иначе – я был бы еще летчиком.
Вот и все.
1922 год
Михаил Булгаков
АВТОБИОГРАФИЯ
Сын профессора Киевской духовной академии, родился 3 мая 1891 года в Киеве.
В 1909 году окончил Киевскую первую гимназию, а в 1916 году – Киевский университет по медицинскому факультету.
В 1916–1917 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии.
В 1918–1919 годах проживал в Киеве, начинал заниматься литературой одновременно с частной медицинской практикой.
В 1919 году окончательно бросил занятие медициной.
В 1921 году приехал в Москву на постоянное жительство.
В 1925 году был напечатан мой роман «Белая гвардия» и сборник рассказов «Дьяволиада».
В 1936 году, после снятия моей пьесы «Мольер» с репертуара, подал в отставку в МХАТ и был принят на службу в Государственный академический Большой театр Союза ССР в Москве на должность либреттиста и консультанта, в каковой должности нахожусь и в настоящее время...
Москва, 20 марта 1937 года
Выводы: …..
(ответ на вопрос «Задания1»).
2)Начальная форма (инфинитив) что делать? что сделать?
3)Постоянные морфологические признаки: возвратный (суффикс ся, сь) или невозвратный, вид (совершенный - что сделать? или несовершенный - что делать?) , переходный (употребляется с винительным падежом) или непереходный, спряжение (1,2).
4)непостоянные морфологические признаки: изъявительное, повелительное или сослагательное (условное) наклонение. Для изъяв. накл. : время (наст буд.) , число (единств. , множ) , лицо (1-я, мы, 2-ты, вы, 3-он, она, оно, они) -для настоящего или будущего времени, род-для Для повел. накл. : число. Для сослаг. накл. : число, род.
5) Каким членом предложения является (синтаксическая роль).Это глагол.План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки. 1.Начальная форма (имен. падеж ед. числа) . 2.Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. 3.Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III.Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
(По) морю – им. сущ. , обозначает предмет, (что? ) море; н. ф. - море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство. Это сущ. План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки. 1.Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода) . 2.Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное) . 3.Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.) .
III.Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
Светлей (струя) - им. прилаг. , обозначает признак предмета, струя (какова? ) светлей; н. ф. – светлый, качеств. , в сравнит. степ. ср. ; сказуемое.
Золотой (луч) - им. прилаг. , обозначает признак предмета, луч (какой? ) золотой; н. ф. - золотой, качеств, в полн. ф. , в им. п. , ед. ч. , муж. р. ; определение. И это прил. Не всякого лесного жителя ты можешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу, семейство лосей степенно шествует к водопою, озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке и только зимой мы видим следы: кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвок, попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры, егери, по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев и сейчас лесники, охотники, егери зверушек в половодье.