ЗАДАНИЕ 1 Словарный диктант «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слов». Вставить пропущенные буквы.
Г…рючее вещество, пол…скать бельё, б…рхатный камзол, балкон(н)ая…, инт…л(л)игентный человек, струны г…тары, немного п…др…сти, п…ркетный пол, пос…деть на скамейке, к…лоритная личность, пром…кать ф…олетовые ч…рнила, разв…ваться на ветру, изл…гать изучен(н)ое, пол…скать котёнка, осознать пр…звание, гр…мадная туча, правильный м…ршрут, пр…зидентский совет, телефон(н)ый справочник, л…гендарный герой, рас(с)т…лать скатерть, теоретическая дискус(с)ия, бл…стать на сцене, сум(м)а сл…гаемых, мил…сердный поступок, л..ловые с…цветия с…рени, выр…внять…, оп…рат(ь)ся на п…рила, велосипедные гонки, дипломированный сп…циалист, сверкание з…рниц, разв…вать усидчивость, играеш(ь) на п…анино, т…жёлая к…рзина, р…сток апельсина, г…ниальный композитор и д…рижёр, пос…деть от старости, мя…кий…, огромная б…блиотека, школьные к…бинеты, пользоваться б…ноклем, ак(к)уратный к…стюм, …в печке, р…стительное масло, заг…реться от спички, аб…нементный билет.
р…стительное масло, заг…реться от спички, аб…нементный билет.
Задание 2 Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
1. Из выделенного предложения выпишите слова, не имеющие окончания:
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы следующими
суффиксальным -
приставочным -
приставочно-суффиксальным -
Объяснение:
1) [Меж гор, лежащих полукругом, пойдём туда], (где ручеёк, виясь, бежит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок).
Схема [ = ], (где __ = ).
Пойдём куда? → придаточное обстоятельственное места.
2) [В безмолвный терем входит он], (где дремлет чудным сном Людмила).
Схема [ __ = ], (где = __ ).
Лес какой? → придаточное определительное.
3) (Где некогда всё было пусто, голо), [теперь младая роща разрослась].
Схема (Где __ = ), [ __ = ].
Разрослась где? → придаточное обстоятельственное места.
4) [Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы], (где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель).
Схема [ __ = ], (где О __ или О ). О - однородные сказуемые.
Невы какой? → придаточное определительное.
5) [Умолк аул], (где беззаботно недавно слушали певца).
Схема [ __ = ], (где = ).
Аул какой? → придаточное определительное.
6) [Мой дом везде], (где есть небесный свод).
Схема [ __ ], (где = __ ).
Дом где? → придаточное обстоятельственное места.
7) [Вчера я шёл по зале освещённой], (где так давно встречались мы с тобой).
Схема [ __ = ], (где = __ ).
Зале какой? → придаточное определительное.
8) [Никогда не знаешь], (где найдёшь настоящее слово).
Схема [ = ], (где = ).
Не знаешь чего? → придаточное объяснительное.
9) [На горах, под метелями, (где лишь ели одни вечно зелены), сел орёл в тень под елями].
Схема [ .., (где __ = ), = __ ].
Горах каких? → придаточное определительное.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЗАЯЦ»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла
улисы избенка растаяла, аузайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась
к негу, да его из избeнки и выгнала. Идет по дороге зайчик, плачет. Егу навстречу
собака-
Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
Не плачь зайчик! Я твоему горю порогу.
Подошли они кизбенке. Собака забрехала:
Тяф, тяф. Тяф! Поди, лиса, вон!
Алса Н. Г. Спени.
Как Выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочках!
Собака испугалась и убежата
Зайчик опять идет, плачет. Ему навстречу медведь:
Очет, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Была у rеня нібенка лубяная. аулисы ледяная. Попросилась
Она ночевать, да вня выгнала.