Задание 1. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки, данный текст.
1)Ноч(?)была темной мрач?ной и нач..налась в(?)юга. 2) До моего слуха дон..сились какие(то) стра..ые звуки точно тихий ш..пот или чьи(то) вздохи с улиц.. проходили сквозь стены в мою маленькую комн..ту на две трети ут..павш..ю в тени. 3)Это должно быть снег в..дыма..мый ветром ш..лестел о стены дома и стекла окон. 4)Вот мимо окна в воздухе прон..слось что(то) (не)обыкнове…о легкое и белое и и..чезло пове..в на душу холодом.
5)Я подош..л к окну и в..гл..нул на улицу пусты(н, нн)а была улица.6) С дорог.. то и дело срывались силой ветра прозрачные дымки снега и взл..тали на воздух как клоч(?)я белой прозрачной ткани. 7)Против моего окна г..рел ф..нар..к. огонек его тр..петал б..рясь с ветром др..жащ..я полоса света широким меч..м ралась в воздух.. а с крыш(?) домов сыпался снег вл..тая в эту полосу а вл..тев в..пых..вал в ней (на) миг (разно) (цветными) искрами. 8)Мне стало грус(?)но и холодно см..треть на эту игру ветра. 9)Быстро ра..девшись я потушил лампу и лег спать.
10)Когда погас огонь и т..мнота наполн..ла собою мою комн..ту звуки стали как (бы) слышнее а окно см..трело прямо на меня большим (мутно) (белым) п..тном. 11)Часы т..ропливо сч..тали с..кунды иногда ш..рох снега заглушал их бе..страс..ную работу но потом я (с) нов.. слыш..л звук секунд падавш..х в вечность. 12)Порой они звучали с такой отч..тл..вой яс..ностью словно часы пом..щались у меня в голове.
Задание 2 ответы записать под соответствующими номерами. Это может быть слово, словосочетание, номер предложения в зависимости от формулировки во Определите стиль текста. Объясните своё мнение.
2. Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3. Из предложений 7-10 выпишите слова, иллюстрирующие правило «В приставках на З-С перед звонкими согласными пишется З».
4. Из предложений 1-4 выпишите страдательное причастие настоящего времени.
5. Подберите синонимы к словам потушил ( предл. 9), бе..страс..ную ( предл. 11).
6. Среди предложений 10-12 укажите номер предложения с однородным подчинением придаточных.
7. Среди предложений 1-4 укажите номер предложения, в котором есть вводное слово.
8. Замените словосочетание «тихий ш..пот», построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу (или основы).
10. Среди предложений 5-9 укажите номер предложения, в котором есть сравнение.
11. Из предложения 8 выпишите словосочетание, которое является метафорой.
12. Среди предложений 7-9 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 5-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
У каждого человека есть две Родины: малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой ты являешься. А еще есть общая Родина всех людей — планета Земля.
Родину нужно любить и защищать, ведь только благодаря чувству патриотизма человек становится частью своего народа. Сегодня защита родины — это такой же священный долг и обязанность каждого, как и много лет назад. Только теперь враги нашей родины — не интервенты, не агенты мирового империализма, а терроризм, наркомафия, безнравственные политики. В демократическом обществе бороться с ними если не легко, то, по крайней мере, возможно.
.Вставляем буквы в окончания!
мы шагаЕМ - шагать 1 спряжение
мальчик чинИт чинИТЬ - 2 спр.
ты не слушаЕшь слушать - 1 спр.
вы видИте видеть (исключение) - 2 спр.
мама стелЕт стелить (из 2 гл.-исключений) - 1 спр.
ты не догонИшь доГНАТЬ (тз 11 гл.-исключений) - 2 спр.
Во всех этих формах окончания безударные, значит, ставим в неопределенную форму.
Если окончиваются на -ИТЬ (кроме 2 глаголов) и если это 11 глаголов-исключений, то это глагол 2 спряжения. Все остальные - 1-го.
В окончаниях глаголов 2 спр. пишем И, 1-го - пишем Е.