Задание 1: выпишите заимствованные слова. Аппарат, космодром, опричник, вече, зодчий, дюжина, романс, урядник, винегрет, благородный, менеджер, кастинг, митинг, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, колледж, хобби, тулуп.
Задание 2: выпишите словосочетания, в которых иноязычные слова употреблены в метафорическом значении.
Электорат президента; бацилла равнодушия; объявление импичмента; российский блокбастер;
реанимация российской экономики; коррозия души; рейтинг передачи; зверский аппетит;
пение дифирамбов; вязаный джемпер.
Задание 3: найдите устаревшую лексику, определите историзмы и архаизмы
Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жемчужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алмазах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, серебре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высоком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).
Задание 4: подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы. Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют фразеологизмы-антонимы?
Рослый, плечистый –
очень высокий –
кроткий, смирный –
безутешно, горько (плакать) –
недоброжелательно (встречать) –
строго (обращаться с кем-либо) –
утомляться –
ничего не осталось –
ничем не примечательный, невлиятельный –
смелый –
самый важный, самый главный –
однообразно и непрерывно действовать –
неразборчиво, неряшливо писать –
быстро, стремительно (бежать) –
неторопливо (двигаться) –
нестройно (говорить, петь) –
худой –
забывчивый –
Задание 5: укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.
1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.
2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.
4) И остаётся один на всём свете.
5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
Задание 6: укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.
2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.
4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.
5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет..
Задание 7: выпишите общеславянские слова
Голова, белка, сестра, дочь, повар, ветер, мышь, мать, деревня, плотник, медведь, борона, рука. Слобода, новый, лошадь, свекровь, пчела, дед, кот, серп, сорок, волк
правильно будет-мечтать не вредно. было бы противопоставление, тогда было бы слитно. формулирую:
не пишется раздельно:
1. всегда - с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями,прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами,союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функциисказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен.
2. с существительными, прилагательными (полными и краткими) инаречиями на -о. если есть противопоставление.
3. с полными причастиями - если есть противопоставление или зависимыеслова.