Задание 1. Выполните комплексный анализ художественного текста (рассказа Е.И. Носова «Радуга») по плану План комплексного анализа художественного текста
1. Прочитайте текст.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
4. Какого типа речи текст?
5. К какому жанру относится текст
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
9. Как соотносятся начало и конец текста?
10. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
11. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
12. Понаблюдайте над лексикой текста:
а) найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю;
б) найдите ключевые слова в каждой части текста, чем обусловлен их выбор?
в) понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов), чем они обусловлены?
г) найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы;
д) обратите внимание на употребление разговорных, просторечных слов. Зачем они употреблены автором?
е) найдите в произведении средства художественной выразительности, выпишите примеры из текста;
ж) используется ли автор в тексте фразеологизмы или фразеологические выражения?
13. Отражение эмоциональных явлений в языке и сопутствующих ему средствах, которые принято называть паралингвистическими, представляет собой одну из наиболее сложных проблем современного языкознания. Параязыковые средства в художественном тексте включают в себя качество голоса, особенности произнесения звуков, дополнительные призвуки, а также продолжительность пауз в разговоре, типы заполнителей пауз, жесты, мимику, телодвижения, походку и позы.
Приведите примеры из текста, отражающие эмоциональное состояние человека.
Диалог: дружеская беседа, дискуссия, ответы учеников на вопросы учителя на уроке,обсуждение и совместная оценка прослушанного сообщения или доклада, семейный разговор за столом, диспут, официальные переговоры, интервью.
Полилог: Лекция, дискуссия, ответы учеников на вопросы учителя на уроке, обсуждение и совместная оценка прослушанного сообщения или доклада, семейный разговор за столом, диспут, прения, интервью.
Природа дает человеку все необходимое для его существования. Но, часто мы не ценим эти дары, не задумываясь, срываем цветы и ветки на деревьях, не давая ничего взамен. Нам кажется, что это мелочь, ведь вырастут новые. Обернувшись по сторонам, сложно не заметить - как же все таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её!
Природа радует нас своими необыкновенными и такими разными сезонами. Весной, словно делая первые шаги, природа обновляется, появляются росточки на земле, за ними - первые листья на деревьях. К лету, в лесах и садах настоящее буйство красок, пышно расцвели цветы и кустарники. Осенней порой кроны деревьев багряным и золотым фейерверком украшают аллеи и парки. Золотая осень укрывает все вокруг желтым ковром из опадающей листвы. Приход зимы сменяет дожди на снегопады. Озера сковывает льдом, деревья укутывает в белые шубки. В свои владения вступает Королева Зима и до весны природа словно засыпает.
В любую пору года природа неповторима и необыкновенно красива.
В последние годы охране природы уделяется все пристально внимание. Это радует и значит, становится все больше людей, которым небезразлично будущее нашей Планеты, проявляющих и заботу окружающей нас природе. Беречь и сохранить первозданную красоту Родного края - это наш с вами общий долг и обязанность!