Задание № 1.
Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, подберите заголовок.
Выделите зачин, развитие мысли, концовку. Найдите ключевые слова (словосочетания,
предложения) в каждой композиционной части и запишите их.
Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым
часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с
почты, спал. Иногда я уходил из дома и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую- то незнакомую усадьбу.
Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых,
тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную
красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по
еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только
высоко на вершинах кое- где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях
паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И
тут то же запустение и старость листва печально шелестела под ногами, и
в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя,
слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я мимо белого дома с террасой и мезонином, и передо мной неожиданно
развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с
деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в
себе заходившее солнце. На миг на меня повеял очарованием чего- то родного, очень
знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда- то в детстве.
(По А. Чехову)
К какому стилю и типу речи относится данный текст? Докажите это примерами. Если
в нём смешаны разные типы речи, то определите- какие. Как вы понимаете выражение
обречённый судьбой на постоянную праздность? Каким оборотом можно заменить это
выражение? Определите лексическое и грамматическое значение выделенных слов.
Подберите к ним синонимы РЕБЯТКИ
А) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б) Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
А с однородными членами (без союзов)
Б) СБП, между частями которого нужно поставить запятую.
В) СБП, между частями которого надо поставить точку с запятой.
6. Какова роль тире в предложении "Ребята - их было четверо - держались в стороне?"
А) Разделяет подлежащие и сказуемое.
Б) Обозначает пропуск члена предложения.
В) Разделяет части СБП
Г) Отделяет предложение
7. Укажите, почему стоит тире в СБП "Пробовал бежать - ноги от страха не двигались".
А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б) Предложения рисуют быструю смену событий.
В) Второе предложение заключаете в себе вывод, следсвтие.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в СБП "Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят а делают, а потом думают.
А) Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В) Второе предложение рас один из членов первого предлжения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение: "Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня."
10. Укажите вид предложения. Расставьте знаки препинания.
А) Не спится няня здесь так душно
Б) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
В) Обоз целый день у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
Г) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
Д) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
У меня всегда вызывают восхищение люди, которые добиваются поставленных целей, не сворачивают с пути, несмотря на трудности и невзгоды. Мой кумир в этом плане - успешная телеведущая Елена Летучая! Я поражаюсь ее внутренней силе. Она умеет вежливо ответить на явное хамство, всегда держит себя в руках и при этом улыбается своей белозубой улыбкой, ослепляя ею всех окружающих. Так как я являюсь поклонницей Елены Летучей, то внимательно слежу за всеми выпусками "Ревизорро" и другими передачами с ее участием. Мне нравится, как Елена умеет подать себя, как красиво и грамотно она ведет диалог. Я знаю, что Елена Летучая родом из Ярославля, к своей славе и известности она шла нелегким путем, добиваясь всего своими силами.
Изначально Елена Летучая училась по профессии, совсем не связанной с журналистикой, - она работала финансистом в Газпроме, но эта работа не приносила ей удовольствия. Елена всегда с белой завистью смотрела на тех людей, которые занимались любимым делом, и в свои 29 лет она решает круто изменить свою судьбу. Поступает в Останкинскую школу телевидения, где учится по профессии телерарадиоведущий. Елена долгий путь до своего успеха, испытывала и финансовые трудности, но из Москвы к родителям в Ярославль не вернулась. Елена верила в свой успех.
Елена Летучая - настоящий пример для подражания, она доказала, что благодаря таланту и упорному труду можно добиться больших успехов в жизни, даже не имея денег и связей. Елена всегда отлично выглядит, я знаю, что она занимается йогой и конным спортом, следит за своей фигурой, сама подбирает себе одежду, не прибегая к услугам стилистов, что ещё раз говорит о ее хорошем вкусе. Сейчас, наверное, трудно встретить человека, который бы не знал Елену Летучую, кстати, это ее настоящая фамилия. Ее любят и ценят телезрители за ее добросовестную и полезную работу. Благодаря своему упорству и целеустремленности, Елена стала успешной телеведущей. Для меня она служит примером, вдохновляющим на то, чтобы всегда следовать за своей мечтой!