Задание № 10 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив и подчеркнув пропущенную букву.
пр..творил (в жизнь), пр..дел (храма) вз..скал, вз..мать (плату)
и..подлобья, и..чез пере..дал, ни..верг
в..юнок, из..ян
Задание № 11
Выпишите слово, вставив и подчеркнув пропущенную букву Е.
влюбч..вый щавел..вый
горош..нка плать..це
юрод..вый
Задание № 12
Выпишите слово, вставив и подчеркнув пропущенную букву Ю.
они) расстро..тся завис..щий (от внешних факторов)
медл..щий (с решением) (они) мел..т (зерно)
кле..щий (обои)
Задание № 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПОДГОТОВЛЕННЫЙ к экзамену студент был совершенно некстати.
При встрече друзья обменялись кивками, будто (НЕ)ВЗНАЧАЙ, совсем легонько.
Выходя из дома, Олег (НЕ)ЗАБЫЛ погладить своего любимого кота.
(НЕ)ВСТАВАЯ с кровати, она крикнула, чтобы кто-нибудь открыл дверь.
Лидер партии убежденно заявил, что жертвы войны (НЕ)ЗАБЫТЫ.
Задание № 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Я с Галю, что она имела (В)ВИДУ, когда говорила, что дальше нам придётся действовать (ПО)ОДИНОЧКЕ.
2. Малик ТО(ЖЕ) был спортсменом, (ПРИ)ЧЁМ хорошо известным.
3. Я отплыл ещё дальше (В)ГЛУБЬ протоки и заметил лежащее в воде толстое бревно, треснутое посередине (НА)ДВОЕ.
4. (НА)СЧЁТ денег можете не беспокоиться: ЧТО(БЫ) ни случилось, нас есть кому поддержать.
5. (ПО)СРЕДИ гостиной, перед телевизором, стоял диван, на котором часто сидели (В)ОБНИМКУ мои мама и папа.
Задание № 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свеже-испечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.
Задание № 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. Дул то с одной то с другой стороны ветерок.
2. По вечерам я стал читать и оценил вполне лампу над столом и седые угольки на подносе самовара и стынущий чай.
3. На широком лугу пасутся коровы да лошади или козы с овцами.
4. У Пахомки ни детей ни воспитанников никогда не было.
5. В воздухе жужжали мухи и наперегонки носились разноцветные бабочки.
Задание № 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В маленькое створчатое окно (1) слегка пошевеливая волосами на потном лбу Нехлюдова (2) и записками (3) лежавшими на (4) изрезанном ножом (5) подоконнике (6) тянулся свежий весенний ветерок.
Задание № 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
(С.А. Есенин)
Задание № 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.
1.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Писать о лесах — любимое мое занятие *
Д.Инфинитив
2.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Оба мокрые от пота *
В.Имя числительное.
3.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы *
Б.Местоимение.
4.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Один крестится и прощается с народом *
В.Имя числительное.
5.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Ноша была легкая и теплая *
А.Имя существительное.
6.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству *
Г.Причастие
Объяснение:
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html