Задание 1
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Считается, что нотную грамоту придумал знаменитый греческий математик Пифагор.
2) А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.
3) Для записи нот египтяне использовали иероглифы, обозначающие небесные светила, и по ним позже удалось датировать возникновение нотных символов у египтян.
4) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.
5) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.
6) Хоть автор и не мечтал работать на шахте, но в состоянии испуга он подумал, что это не такая уж и плохая участь.
7) Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.
8) Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
9) Многие тысячи лет Лена несет к океану ил, песок и мелкую гальку, которые, оседая на дне моря Лаптевых, образуют обширную дельту.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д
ответ:
Задание 2
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении сложного предложения
1) Как хозяева, так и гости находились в прекрасном расположении духа: постоянно шутили и смеялись.
2) Я люблю не только читать газеты, но и журналы.
3) Вернувшись домой, я вдруг осознал, что на улице стало уже совсем темно.
4) Те, кто называют себя патриотами, должен хорошо знать родной язык.
5) Я с Максимкой на руках долго гуляла по зоопарку, и мой малыш, глядя на зверей, явно получал огромное удовольствие.
6) Я спросил у прохожего о том, что есть ли поблизости какая-нибудь станция метро.
7) Лежавшая книга на полке была той самой, которую я давно искал.
8) Среди ранних публикаций А.И. Солженицына следует отметить рассказ «Матрёнин двор».
9) В кинотеатре «Чайке» скоро появится ещё один зал.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
ответ:
1. Предложения по схемам (+ знаки препинания).
1 вариант «П», – а.
«Всегда надо поступать по совести», – поучала бабушка.
2 вариант А: «П».
Продавщица равнодушно ответила: «Ничем не могу
3 вариант «П, – а, – п».
«Когда я стану взрослым, – мечтал малыш, – я буду кушать мороженое каждый день».
4 вариант «П! – а. – П».
«Оставьте меня в покое! – кому-то громко сказала женщина, разговаривающая по телефону. – Это не телефонный разговор».
2. Вставка слов автора в данные предложения в соответствии со схемами:
А: «П».
«П», – а.
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
1) Девочка сжала бабушкину руку и Как здорово гулять золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу», – делилась впечатлениями одноклассница.
«Как здорово гулять, – думала девочка, – золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу, – говорила Настя. – Надо бы почаще сюда приходить».
2) Сосед виновато произнёс: «Не обижайся, Лена».
«Не обижайся, Лена», – смущенно заулыбался парень.
«Не обижайся, Лена, – заныл Петров, – ненароком вышло».
«Не обижайся, Лена, – робко попросил мальчик. – Я конфеты тебе принесу».
3) Папа убежденно сказал: «Теперь я не пропаду».
«Теперь я не пропаду», – размышлял подросток.
«Теперь, – задумчиво произнёс юноша, – я не пропаду».
«Теперь я не пропаду, – сказал задержанный. – Мое алиби подтвердят».
*«П, – а. – П». – соответствие для данной схемы (с указанными предложениями) возможно только с дополнительной вставкой прямой речи.
3. Вставка слов автора разными ввода (+ знаки препинания).
1) «Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков», – рассуждал местный исследователь.
2) Подруга была в раздумьях: «Что делать? Идти дальше под дождем или целый день сидеть дома?»
3) «Тише! – осадила девушка, пояснив: – Слышите, как заливается соловей?»
4. Замена прямой речи косвенной (+ знаки препинания).
1 вариант:
1) «Мы решили остаться здесь ночевать», - сообщила мама хозяину сторожки.
Мама сообщила хозяину сторожки, что мы решили здесь ночевать.
2) Дубровский промолвил: «Делайте что хотите, я здесь не хозяин».
Дубровский промолвил, чтобы делали что хотят, так как он здесь не хозяин.
2 вариант:
1) «А вы, девочки, зачем пришли?» - строго спросил он.
Он строго спросил, обращаясь к девочкам, зачем те пришли.
2) «Все это пустяки, Иван Гаврилович, - сказала Юлия, - не в этом счастье».
Юлия сказала, обращаясь к Ивану Гавриловичу, что все это пустяки и не в этом счастье.
3 вариант:
1) «Нам везет!» - сказал Николай, потирая руки.
Николай сказал, потирая руки, что нам (им) везет.
2) «Я пойду туда», - вдруг сказала она.
Она вдруг сказала, что пойдет туда.
4 вариант:
1) «Дедушка, куда вы идете?» - спросил Гаврик громко, как у глухого.
Гаврик громко спросил у дедушки, как у глухого, куда тот идет.
2) «Пора нам идти!» - сказала мать.
Мать сказала, что пора идти.
5. Расстановка знаков препинания при цитате, в случае если она вводится в предложение не полностью:
(цитаты выделены).
Оценивая поэму «Мцыри» В. Г.Белинский писал, что «это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Великого критика поражало «разнообразие картин, образов и чувств».
Он видел в поэме «и бури духа, и изменение сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткую грусть».
6. Подбор прямой речи к данным словам автора (+ схемы предложений).
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге: «Какое удивительное создание!..»
А: «П!..»
2) «Это кто ж тебя окольцевал?» - удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
«П?» - а.
3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил: «По болоту не ходите: топко стало».
А: «П».
рас-приставка,по-приставка
лож-корень,о-чередующий гласный
ен-суффикс
ие-окончание
лагеря
лагер-корень
я-окончание
полагаться на друга
по-приставка
лаг-корень,а-чередующая гласная
а,ть-суффиксы,а-в основу в ходит,а ть-не входит
ся-посфикс
друга
друг-корень
а-окончание
предложить
пред-приставка
лож-корень,о чередующая гласная
и,ть-суффиксы,и-в ходит в основу,а ть-не в ходит
все слово есть корень
пишешь изложение
пиш-корень
ешь-окончание
изложение
из-приставка
лож-корень
ен-суффикс
ие-окончание
изучаешь прилагательное
из-приставка
уч-корень
а-суффикс
ешь-окончание
прилагательное
при-приставка
лагатель-корень
н-суффикс
ое-окончание