Задание 2
Прочитайте 2 отрывка из разных текстов. Сопоставьте их на уровне стиля, целевой аудитории и языковых средств, заполните таблицу.
Текст № 1 Текст № 2
День Победы
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые в пыли, —
Этот день мы приближали, как могли.
Припев:
Этот День Победы —
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы пол-Земли, -
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
Давид Тухманов (музыка)
Владимир Харитонов (слова)
… Советский Союз и его Вооруженные Силы в полном смысле слова от физического уничтожения миллионы людей многих народов мира, находившихся в фашистском рабстве, в концентрационных лагерях, согнанных со всей Европы на принудительные работы…
В нацистских концентрационных лагерях во всех европейских странах находилось более 18 млн заключенных из 30 государств. Это в три раза больше населения Болгарии, больше населения Нидерландов. 11 миллионов европейцев из 18 было уничтожено. Почти полностью было уничтожено еврейское население…
«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. – это уникальное явление не только национальной истории, но и истории всемирной, явление общечеловеческое. ... В этой войне впервые в истории военная сила была применена во имя мира и жизни на Земле».
Священный долг народов-победителей и освобожденных народов – защищать подвиг людей, одержавших победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, и историческую правду о вкладе государств – участников антигитлеровской коалиции в достижение победы во Второй мировой войне.
(Из статьи Кикнадзе В. Г. «Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: значение для всемирной истории»
Сравнительный анализ текстов
Текст № 1 Текст № 2
Тема отрывка, объединяющая эти отрывки
Основная мысль
Целевая аудитория
Стиль текста
Стилевые черты
Языковые средства (не менее 3-х)
1. В какой строчке все слова - деепричастия:
катаясь, задумавшись, переписав
2. Какой суффикс не образовать деепричастие:
/оват/
3. Какое деепричастие образовано от глагола РАЗЫСКИВАТЬ:
разыскивая
4. От какого глагола образовано деепричастие СКАТЫВАЯСЬ:
скатываться
5. В каком предложении есть деепричастие совершенного вида:
В буран жители деревни сидели дома, затопив жаркие печи.
6. В какой строчке записаны деепричастия только несовершенного вида:
сидя, думая, радуясь
7. В каком предложении пропущена одна запятая:
Умывшись, Маша вытерла лицо свежим полотенцем.
8. В каком предложении деепричастие является обстоятельством:
Журча, бегут по оврагу ручьи.
Бабушка, поворчав немного, отпустила внука в кино.
9. В каком предложении есть грамматическая ошибка:
Засыпая, одеяло сползло на пол.
✓ Когда я засыпал, одеяло сползло на пол.
Образец: говорить, говорят - говоря.
Избегать, избегают - избегая
читать, читают - читая
беседовать, беседуют - беседуя
смеяться, смеются - смеясь
гулять, гуляют - гуляя
работать, работают - работая
сидеть, сидят - сидя
виснуть, виснут - вися
служить, служат - служа
печатать, печатают - печатая
звать, зовут - зовя
сверкать, сверкнут - сверкая
бывать, бывают - бывая
плыть, плывут - плывя
брать, берут - беря
довольствоваться, довольствуются - довольствуясь
узнавать, узнают - узнавая
молчать, молчат - молча
прыгать, прыгают - прыгая
стучать, стучат - стуча
Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастие.
печь
мять
беречь
блёкнуть
шить
ждать
вить
бежать
быть
рвать
вязнуть
лгать