Задание 2. Запишите предложения. С какой целью употреблены выделенные слова? Подберите к ним синонимы. 1.Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную обитель (Пушкин). 2. В вашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба (Гоголь). 3.Я другую ночь почти не сплю и людям не даю спать: неравно приедет, а мы все дрыхнем – хорошо будет! (Гончаров). 4. И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная (Огарев). 5. Я вам, тятенька, во всю жизнь свою ни в одном слове не перечил (Островский).6. Напился и давай всех колошматить (Горький). 7. Ведь и я когда - то была молодая да пригожая (Гладков). 8. …Его считают скаредом, сребролюбцем – и эгоистом (Добролюбов). 9. Стряпуха хлебы в печку сажает (Слепцов). 10. Любопытный старикан … да! (Горький). Задание 3. Проанализируйте следующие высказывания: Все предметы и явления окружающего нас мира находятся в постоянном взаимодействии, в постоянной взаимосвязи. Одна из таких взаимосвязей- сходство предметов, действий и их признаков. Умение видеть и выделить общие или сходные признаки разных предметов и действий- специфическая особенность образного мышления. В основе образного восприятия и отражения действительности лежит метафора. Велика роль метафоры в развитии языка, его словарного состава, который обогащается в результате приобретения словами и словосочетаниями переносных, чаще всего метафорических значений. Метафора – это не только восприятия и отображения мира, но и средство его познания” (В.И. Вакуров, Н.Н. Кохтев). ● Что общего между метафорой, сравнением и эпитетом?
1. Сестрёнка, сестричка. - Сестрёнка, дороже тебя у меня никого нет!
2. Доченька, дочура, дочурка, дочка. - Как же мне не хватает тебя, доченька моя!
3. Дружище, дружок, друган, дружбан. - Друган по-братски.
4. Вражина, вражище. - Ну, вражина, придётся тебе отвечать за клевету!
5. Голосок, голосище, голосина. - Такой голосище в Варьки - на всю улицу слышно!
6. Иголочка, иглища. - Это не иголка, а иглища здоровенная! На ёлочке зелёные иголочки.
7. Водичка, водища. - Бежит, бежит водичка по камушкам. Затопило первый этаж: водищи налило по щиколотку!
8. Змейка, змеюка, змеища. - Малахитовая змейка греется на солнышке. Да ты не женщина - змеюка подколодная!
9. Слоник, слонище. - Чтобы лучше засыпать, нужно слоников считать. Ну ты разожрался - слонище прям!
10. Заинька, зайчишка, зайчище. - Зайчишка мелкий такой, трясётся от страха весь.
11. Шкафчик, шкафище. - Прелестный шкафчик себе купила на днях. - Да это не шкаф, а шкафище! Как он к тебе в комнату влезет?!
12. Беленький, белёсый. - Вся она была невзрачная: волосы белёсые, брови белёсые, глаза и те с белёсым оттенком.
13. Светленький, светлейший. - Светлейший князь, дозволь обратиться с
14. Толстенький, толстенный. - Малыш был крепенький, толстенький, румяный - загляденье!
15. Глупенький, глуповатый. - Она была простовата, глуповата, но этим и мила по-своему.
16. Крикун. - Видали мы этаких крикунов: голосит на весь свет, только проку нет!
17. Говорун, говорильня. - Говорильню разводить каждый может, а ты дело давай!
"Глубокие реки тихо текут", "В тихом омуте черти водятся". Как часто нам приходится слышать подобные выражения! Они о человеке, который может глубоко и страстно переживать на решительные действия, но скрывает это за внешним спокойствием и невозмутимостью, а иногда и робостью. Вот почему окружающих порой шокирует поведение "тихони", который высказывает протест или совершает поступок, по их мнению, совсем ему не свойственный. Получается, что человека совсем не знали, не разобрались в том, каков его внутренний мир. Машу Миронову из "Капитанской дочки" Пушкина считали застенчивой трусихой, ведь она падала в обморок от пушечного выстрела и глаза боялась поднять на молодого офицера. Но сколько в ней, оказывается, внутренней силы, мужества защитить своё достоинство и свою любовь! Девушка не поддалась на происки Швабрина, не поверила в предательство Гринёва и отправилась в Петербург к самой императрице, чтобы добиться справедливости и любимого. Поступки Маши раскрывают её глубокую натуру жертвовать собой во имя высокой цели.