Задание 27 1. Прочитайте текст, составьте хронологический план.
2. Выпишите лингвистические термины и клишированные конструкции, составьте
сравнительную таблицу.
3. Объясните значение выделенных слов, пользуясь толковым словарём Ожегова.
Составьте словосочетания и предложения с выделенными словами.
4. Выпишите собственные имена существительные, распределите их по группам:
страны, города, части света, реки, горы. Запомните правописание.
5. Запишите прописью числительные: в V—VI веках, в уII—X веках, к ХІІ веку.
6. Выполните синтаксический разбор предложений: Начавшиеся в VI веке бурные
политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского
каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В
VIII—X веках ираноязычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана
под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выде-
лившийся из восточной группы тюркских языков.
7. Составьте диаграмму “Лингвистическая карта Казахстана”.
8. Напишите аннотацию к тексту.
Едва тяжко окруженные снегом еловые лапы cомкнулись за их спиной, как сразу они перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Сороки и вороны, пе- релетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки. По-
рой, задев крылом, они обламывали хрупкие сухие прутики. Но ничто не рождало здесь звука.
Кругом белым-бело, деревья до чуть приметной веточки упрятаны (или укутаны -?) снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз. Тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.
Тропинка то бежала вдоль ручья, покорно следуя всем изви-
вам русла, то, поднимаясь над ручьем, вилась по отвесной круче.
Иногда деревья ра(с, не)путались - (здесь непоеятно какое слово,может, здесь слово: расступались? , потому что должен быть глагол, отвечающий на вопрос: что делали?), открывая солнечные веселые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то болышому зверю.
Коля красит, мажет, белеет, чистит, моет, тряпку вертит, штукатурит, забивает, стелет газету,
убирает, подметает, пыль ненавидит, прополет грядки, сорняки вырвет, услышит, как собака
лает, навстречу выйдет, посмотрит, узнает, дела забросит, всех пустит в дом, никто не забудет
теперь о нем, он знает много, верит в удачу, и он не ноет, и он не плачет, он не печалится и не
тревожится, не сомневается, что жизнь продолжится.
Упражнение 2 Вставьте орфограммы
Камыши колышется, бабушки вяжет шарфы, ветра веет, травы стелются, ученики надеются,
грузчики тащит коробки, угли костра тлеет, колёса вертятся, спортсмены борются, жокеи скачет,
песни слышатся, белки спустятся, коты дремлют.