Задание 3. Из простых предложений сделай бессоюзные со значениями условия, времени, противопоставления, сравнения, резкой смены событий, следствия мгновение. Одним прыжком перенесясь через ворота и ров, конь вскочил на готовую рухнуть лестницу дворца...
Жена ушла. Я смог вернуться на место катастрофы.
Я досконально изучил строение кораблей. Этот построен из неизвестного мне материала.
Он подбежал к дому. Оттуда вырвался пронзительный вопль.
Следовало нам нанести этот визит позднее. Нам не пришлось бы созерцать это примечательное зрелище.
1. Мальчик работал, спустя рукава.
2. Зритель смотрит на представление, выпучив глаза.
3. Степные травы, колеблемые ветром, издают
непередаваемый аромат.
4. А над лесом Mчалось не отставая от поезда, осеннее
полуночное, небо.
5. Затянутая дымкой пыли, степь плохо
просматривается вдаль.
6. Заросшая бурьяном, лежала на боку старая рыбацкая
барка.
7. Прочитайте правило, а разобравшись в нем выполните
упражнение.
8. Уставший от волнения, я крепко заснул на полатях.
9. Тропка была незаметной и меняя направление,
извивами вела по тайге.
10. Она сидела, чуть откинув голову.
11. Она говорила со мной, насмешливо и немного
1) Несмотря на родство, между ними стояли равнодушие и рознь
Объяснение:
1. Находим в тексте слова, противоположные по значению.
2. Определяем, являются ли эти слова противоположными по значению вне данного контекста.
Если являются — это общеязыковые антонимы.
Если не являются — это контекстуальные антонимы.
Пример:
«Ученье — свет, неученье — тьма». —
В этом предложении противопоставлены две пары слов: ученье — неученье; свет — тьма. Эти слова в языке всегда будут находиться на разных полюсах, так как называют противоположные понятия.
Следовательно, это общеязыковые антонимы.
Контекстуальные антонимы — это слова, которые имеют противоположные значения только в определённом контексте.
Пример:
«По одёжке встречают — По уму провожают».
Общеязыковые антонимы — это слова, которые понятны всем носителям языка вне контекста.
«По одёжке встречают — По уму провожают».